double arrow

Истоки и смысл термина «философия»

Слово философия древнегреческого происхождения. Дословно переводится как любовь к мудрости (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость, philosophia – любовь к мудрости). Впервые употребил это слово древнегреческий математик и философ Пифагор, живший в VI веке до нашей эры (580-500г.г. до н.э.) Философами он называл людей, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Но истолковал и закрепил в европейской культуре это слово другой античный философ – Платон, живший V-IVв.в. до новой эры (427-347г.г. до н.э.) Под «Софией» - мудростью Платон понимал объективно существующее качество разумно устроенного и гармоничного мира. Это качество идеально и составляет основу, фундамент мироздания. Оно представляет собой мудрость – знание, определяющее сущность мироздания, и существует объективно как некая данность, независимая от человека, который должен постичь его своим умом. Эта мудрость является высшим благом для человека, поэтому он и должен стремиться к постижению её сущности. Венчает эту мудрость идея Блага, воплощающая в себе высшую истину, которая, по Платону, порождается высшим миром идей, находящимся в надзвездном пространстве. Воплощаясь в земное бытие и самого человека при помощи его души, которая вселяется в человека с его рождением, идея Блага гармонизирует и упорядочивает мир. Душа человека является частью мира идей и изначально содержит в себе мудрость мира идей. Поэтому, вселяясь в тело человека при его рождении, она пробуждает его к духовной жизни и формирует его сознание.

Мир идей является, по мнению Платона, подлинным бытием и постижение его сути дано только философу, который стремится к познанию и позволяет своей душе сосредоточиться в себе самой, очистившись от всего земного. При постижении этой мудрости философ мог бы перейти в род богов, но сделать этого он не может в силу своей ограниченности. Ограничивают познавательные возможности философа, во-первых, его телесная оболочка, тело, которое не позволяет его душе сосредоточиться на умопостигаемом знании, и во-вторых, краткость человеческой жизни, смертность человека.

Поэтому, говорит Платон, человек может только любить «эту мудрость почтительно и на расстоянии и стремится к постижению её сути». В соответствии с этими рассуждениями слово философия можно определить как «любовь к Истине», той истине, которая составляет сущность миропознания. По Платону, занятия философией и постижение Истины помогают человеку понять смысл жизни, ее цель и предназначение, и строить свою судьбу в соответствии с познанным смыслом. Знание Истины придает жизни человека цельность и ясность, поскольку он чувствует себя в гармонии с окружающим его миром: природой, обществом, другими людьми. Постижение Истины пробуждает также в его душе чувства веры, надежды и любви, которые являются дочерьми Софии – мудрости. Эти идеи Платона затем были восприняты православным христианством – 30 сентября день Ангела (именин) Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: