Время и условия возникновения первых философских идей

Первые зачатки философских знаний появляются в VII-VI в.в. до н.э. в эпоху перехода от форм первобытной, родоплеменной организации жизни людей к цивилизованному классовому обществу, которое характеризуется:

Ø общественным разделением труда, важной характеристикой которого является отделение умственного труда от физического, что способствует интенсивному развитию духовной деятельности людей;

Ø появлением частной собственности на средства производства;

Ø делением общества на классы;

Ø появлением государства как силы, стоящей над обществом и выражающей интересы власть имущих.

Эту эпоху германский философ XX столетия Карл Ясперс назвал «осевым временем», поскольку оно знаменовало качественно новый этап в развитии человечества. Возникающие в этот период в духовной культуре стран Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), а также в Древней Греции первые философские идеи и формировали у людей понимание в необходимости упорядочивания социальной жизни на основе тех закономерностей, которые они интуитивно угадывали и чувствовали. Все вышеперечисленные черты общественной жизни складывались объективно и, взаимодействуя друг с другом, они формировали у людей потребность в более глубинным чем прежде понимании окружающего мира. Таким образом, зарождение философии исторически обусловлено:

Ø накоплением в практической деятельности людей значительного опыта, что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира, источником которой, как они думали, являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы;

Ø открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний (эмпирическое знание), которые можно было проверить и которые, как люди предполагали, были связаны с этими глубинными силами;

Ø появлением в классовом обществе социальной потребности в изучении общих принципов бытия и познания, что необходимо было для регулирования всё усложняющейся социальной жизни.

Что же побуждало людей философствовать?

Древнегреческий философ Аристотель (384-322г.г. до н.э.) указывал, что людей побуждает философствовать удивление. Недоумевающий и удивляющейся человек считает себя незнающим. И чтобы избавиться от своего незнания, порождающего чувство страха и зависимости от окружающего мира, человек начинает размышлять, философствовать, искать первопричину каждой вещи, её начала и конца. И поскольку мир объективно является целостным, он и познается как целостный и единый в своей основе, а приобретаемая при этом мудрость выступает как особого рода знание – «знание единого во многом» (Аристотель). При этом формируется особая духовная установка мыслителей: установить взаимосвязь обретаемой мудрости с жизненным опытом людей, их духовными идеалами и устремлениями, т.е. сформировать отношение человека к миру, его мировоззрение.

Однако философия возникает в VII-VI в.в. до н.э. не на пустом месте. Ей предшествовали мифология и религия, которые исторически развились раньше, но также как и философия сформировались на основе обобщения и осмысления в специфических формах общественного сознания социального опыта человека о том мире, в котором он жил, воплощая в этих формах его отношение к этому миру. Причем в формировании каждой из этих форм общественного сознания – мифологии, религии, философии – проявлялась своя специфика (особенность).

Мифология – (греч. миф – предание, логос – учение) – форма духовной деятельности человека, результатом которой являются мифы. В мифах в художественных образах, как наиболее доступной форме обобщенной работы мысли человека, люди первобытного общества воплощали накопленные ими знания и представления об окружающем их мире. Мифы объединяли зачатки естественно-научных знаний и представлений, нормы морали, эстетических представлений, мировоззренческих установок. Мифы имеются практически у каждого народа и в них заключены их миропонимание и мудрость. Наиболее известные мифы, отразившиеся в древнеиндийской «Рамаяне», древнегреческих «Илиаде» и «Одиссее», карело-финском эпосе «Калевала», древнерусских былинах и сказках. С угасанием первобытных форм общественной жизни на смену мифологии приходят религия и философия. Причем, эти формы общественного сознания, развиваясь параллельно, идут разными путями в объяснении смысла бытия. Основу религии составляет вера людей в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании. В соответствие с религиозными воззрениями на мир, эти силы создали мир и человека и определили принципы их существования. Стремление понять сущность этих сил и преклонение перед их могуществом приводит людей к вере в Богов (политеизм) и единого Бога-Творца (монотеизм). Все мировые религии (буддизм, иудаизм, христианство, ислам) воплощают в понятии Бога-Творца творческое, созидающее начало – первопричину всего сущего. Возникает вопрос: «Почему практически у всех народов понятие Бога, как Творца, складывается в определенных исторических условиях эпохи перехода от первобытных форм общественной жизни к развитым формам классового общества?».

Научное объяснение состоит в следующем. В понятие Бога воплощались в мистифицированной форме те знания, которые накапливались людьми в процессе социальной практики, и которые к этому времени были значительными. Открывая объективные закономерности в природе, в человеческой жизни, во взаимоотношениях между людьми, и не умея их объяснить, люди считали их Божественными законами, проявлением Божественного Разума, сотворившего мир, которому подчиняется как сама природа, так и человек. При этом утверждалась мысль, что поскольку человек, как и природа, сотворен Богом, то он должен строить свою общественную и личную жизнь по его заповедям. Эти заповеди были закреплены в Божественных книгах. У евреев в Талмуде, у христиан в Библии, у мусульман в Коране. В сознании религиозного человека происходит удвоение мира на земной и небесный, причем земной (природа) рассматривается как вторичный, производный от небесного. Такое понимание религии существовало уже в античном мире. Так историк Ксенофан писал: «Люди создают богов по своему образу и подобию». А в 19 столетии немецкий философ Л.Фейербах попытался ответить на эти вопросы в своем трактате «Сущность христианства» с естественно – исторических позиций. Он показал, что основу религии составляет беспрекословная вера людей в авторитет Бога, которого они сами придумали, как Творца всего сущего. Эта вера поддерживается культом Бога – системой догматов и канонизированных ритуалов.

Философия стремится рационально объяснить сущность бытия, опираясь при этом на научные и прежде всего естественно-научные знания. Однако при этом возникает вопрос: «В чем отличие философии от науки? Если наука дает научное объяснение мира, то может быть этим можно и ограничиться?» Суть состоит в следующем. Науки, как естественные, так и социально-гуманитарные занимаются изучением мира как объективно формирующейся реальной данности. Они ставят своей целью выявить те закономерности (как общие, так и частные) по которым существует этот мир. Философия же изучает отношение человека к миру, в котором протекает его жизнь. Поэтому главной задачей для философии является понимание смысла этого мира. Для философии главное не то, как устроен мир (на этот вопрос отвечает наука), а то, почему он так устроен, а не иначе. Поэтому для философа главное его субъективность, т.е. включенность в изучаемый мир, когда он знание о мире и его сущности моделирует, опираясь на эмпирические знания, свои представления о мире и свой жизненный опыт. Но при этом он соотносит свой жизненный опыт с объективным системоорганизующим знанием о мире, которое он интуитивно угадывает. Поэтому философское знание – это особое рефлексивное знание (лат. reflexio-размышляю), благодаря которому формируется отношение человека к миру, его мировоззрение.

Проблема взаимосвязи философии с мифологией и религией с одной стороны и наукой с другой стороны, уходит своими корнями в глубину тысячелетий. Она была актуальной уже в античной Греции в эпоху формирования первых философских идей. Но особую значимость приобрела эта проблема в наше время. Об этом очень аргументировано говорит Б.Рассел в своём исследовании «История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Он пишет: «Философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет, традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется ничейная земля, открытая для атак с обеих сторон. Эта ничейная земля есть философия». Существует целый ряд принципиальных вопросов, на которые нет однозначного ответа, например:

Ø Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?

Ø Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами?

Ø Имеет ли Вселенная какое-либо единство?

Ø Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?

Ø Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них, благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?

Можно назвать еще целый ряд вопросов, которые не имеют однозначного ответа, однако теология всегда претендовала на то, чтобы дать на эти вопросы совершенно однозначные и определенные ответы. Но в силу своей определенности эти ответы находятся на подозрении у науки. В тоже время все эти вопросы обладают несомненной значимостью для людей, а потому требуют правильных ответов, поскольку именно правильные ответы определяют характер и направленность деятельности людей, смысл их жизни. Поэтому исследовать эти вопросы и дать на них достаточно убедительные ответы должна философия. Философия опирается на научные знания, но использует их лишь в качестве фундамента для формирования методологии познавательной и творчески-созидательной деятельности людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: