Плейотропия – множественное действие гена, способность одного гена оказывать влияние на развитие нескольких признаков организма.
Впервые на явление плейотропии обратил внимание Г. Мендель. Он указал, что наличие красноокрашенных цветков, бурой кожуры семян и красной окраски черешков листьев гороха зависит от одного наследственного фактора (гена).
Обнаружено, что у мухи дрозофилы ген белой окраски глаз одновременно оказывает действие на цвет тела и внутренних органов, длину крыльев, строение полового аппарата, снижает плодовитость, уменьшает продолжительность жизни.
У человека известен доминантный ген, вызывающий характерную картину синдрома Марфана. Такие люди отличаются длинным ростом конечностей, особенно ног и пальцев рук (паучьи пальцы). Кроме того, этот же ген вызывает нарушения в строении хрусталика и сердечно-сосудистой системы.
При первичной плейотропии ген одновременно вызывает развитие нескольких признаков:
признак А | |||||||||
ä | |||||||||
ген | à | белок-фермент | à | последовательность химических реакций | à | признак В | |||
æ | |||||||||
признак С |
При вторичной плейотропии, которая встречается чаще, развивается ступенчатый процесс проявления признаков:
ген | à | белок-фермент | à | последовательность химических реакций | à | признак А | à | признак В | à | признак С |
Так, при серповидно-клеточной анемии у гомозигот первым проявлением дефектного гена будет синтез аномального гемоглобина, эритроцитов серповидной формы, затем будет наблюдаться слипание и разрушение эритроцитов, анемия, увеличение селезенки, поражение кожи, сердца, почек, мозга. Эти проявления будут вторичными.
На основе изучения взаимодействия генов и множественного действия генов можно сделать вывод, что любой наследственный признак определяется многими генами, точнее всем генотипом. Каждый ген может действовать и на развитие многих признаков, на всю систему развивающегося организма. Отсюда, генотип является не суммой, а сложной системой взаимодействия генов.
Занятие 11
ТЕМА: Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов, картирование хромосом. Наследование, сцепленное с полом.
ЦЕЛЬ: Изучить сцепление генов, явление кроссинговера и обмена между хромосомами, приобрести практические навыки составления карт хромосом, уметь выявлять признаки, сцепленные с полом и проявляющиеся в силу этого исключительно или преимущественно только у одного пола.