Логические задачи по теме. «Понятие»

I. К данным понятиям подберите подчинённые и подчиняющие понятия:

- «Понятие», «Прокурор», «Унитарное государство», «Форма правления»;

II. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

- «Правонарушение, должностное преступление, халатность, адвокат, человек», «Село, крестьянское поселение, общность, город»;

- «Разведка, контрразведка», «Министерство, ВУЗ, Учебное заведение, Университет, Школа, Завод»;

- «Оружие, финский нож, огнестрельное оружие, пистолет, топор, изделие», «Налог, оброк, сбор, дань»;

- «Человек, учёный, общественный деятель, юрист», «Дипломат, посол, консул, служащий, любитель музыки»;

- «Человек, родители, сын, отец, мать, физкультурник», «Пролог, Эпилог»;

III. Подберите понятия находящиеся в отношении пересечения к данным:

- «Студент», «Арендатор», «Документ», «Договор»

IV. Подберите понятия противоположные и противоречащие данным:

- «Бедный», «Законный», «Наличный расчёт», «Правда»

V. Подберите понятия находящиеся в отношении соподчинения к данным:

- Наказание, бедствие, прокурор, акция;

- Преступление, налог, сделка, хищение, право, документ, паспорт;

VI. Проверьте правильность обобщения понятий:

- «Кабинет министров – правительство», «Районный прокурор – областной прокурор», «Час – сутки», «Род – племя»

VII. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- «Социальная справедливость», «Юридическое лицо», «Источник права», «Законность»;

- «Кража», «Невиновность», «Студент», «Спортсмен», «Красный»;

- «Судья», «Следователь», «Депутат», «Гуманизм»;

VIII. Укажите конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные понятия:

- Форма, Племянник, Безволие, Источник права, Кража;

- Невменяемость, Зазнайство, Адвокат, Спутник, преступность, Учащийся, Студент, Школьник;

IX. Укажите, какие понятия выражают отношения рода и вида и какие – целого и части:

- «Элементарная частица - позитрон», «Институт - факультет», «Лицемерие - двуличие», «Система права – гражданское право»;

X. Если деление понятий неправильно, то какие правила нарушены?

- «Дети делятся на воспитанных и наших», «Живые существа подразделяются на животных, растения и белки», «В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы»;

XI. Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части:

- «Сделки совершаются устно или в письменной форме», «Правоохранительные органы делятся на диспозицию и санкцию», «Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью».

XII. Представьте с помощью круговых схем отношения между объёмами имён:

1. Поэт, украинский поэт, украинский поэт XIX в.;

2. Картина, реалистическая картина, сюрреалистическая картина, картина Репина, картина Дали;

3. Учебное заведение, Вуз, университет, университет Украины, Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля.

XIII. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

- «Грабёж – похищение индивидуального имущества граждан», «Халатность – невыполнение лицом своих производственных обязанностей», «самоуправство – это самовольное совершение лицом каких либо действий», «Бытовое убийство – это убийство бытовыми приборами»;

- «Разбой – открытое хищение чужого имущества с применением насилия или его угрозы», «Правовое государство – это государство», «Термометр – прибор для измерения температуры»;

- «Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого либо преступления», «Правоспособность – способность иметь права», «Разбой – это разбойное нападение»;

- «Количество – характеристика предметов с количественной стороны», «Юрист есть юрист», «Если Бог существует, то он существует»;

- «Укрывательство – это заранее не обещанное укрывательство преступника», «Контрабанда – это перемещение товаров через таможенную границу», «Раб – это человек не имеющий свободы», «Преступление – это общественно опасное деяние совершённое с умыслом»

XIV. Укажите какое из определений является слишком широким, слишком узким, перекрещивающимся, определением «как попало», кругом в определении:

- «Документоведение – это то, чем занимаются документоведы», «Рак – небольшая красная рыба, которая ходит задом на перёд», «Философ – это человек разрабатывающий научную методологию», «Совесть – это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои поступки», «Спекуляция есть скупка и продажа товаров или ценных предметов»;

XV. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное. Выделите определение через род и видовое отличие, а также приёмы, заменяющие определение:

- «Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой», «Случайность – форма необходимости», «Сознание – особое свойство высокоорганизованной материи», «Народ – автор и актёр собственной жизненной драмы»;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: