I. К данным понятиям подберите подчинённые и подчиняющие понятия:
- «Понятие», «Прокурор», «Унитарное государство», «Форма правления»;
II. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
- «Правонарушение, должностное преступление, халатность, адвокат, человек», «Село, крестьянское поселение, общность, город»;
- «Разведка, контрразведка», «Министерство, ВУЗ, Учебное заведение, Университет, Школа, Завод»;
- «Оружие, финский нож, огнестрельное оружие, пистолет, топор, изделие», «Налог, оброк, сбор, дань»;
- «Человек, учёный, общественный деятель, юрист», «Дипломат, посол, консул, служащий, любитель музыки»;
- «Человек, родители, сын, отец, мать, физкультурник», «Пролог, Эпилог»;
III. Подберите понятия находящиеся в отношении пересечения к данным:
- «Студент», «Арендатор», «Документ», «Договор»
IV. Подберите понятия противоположные и противоречащие данным:
- «Бедный», «Законный», «Наличный расчёт», «Правда»
V. Подберите понятия находящиеся в отношении соподчинения к данным:
|
|
- Наказание, бедствие, прокурор, акция;
- Преступление, налог, сделка, хищение, право, документ, паспорт;
VI. Проверьте правильность обобщения понятий:
- «Кабинет министров – правительство», «Районный прокурор – областной прокурор», «Час – сутки», «Род – племя»
VII. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
- «Социальная справедливость», «Юридическое лицо», «Источник права», «Законность»;
- «Кража», «Невиновность», «Студент», «Спортсмен», «Красный»;
- «Судья», «Следователь», «Депутат», «Гуманизм»;
VIII. Укажите конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные понятия:
- Форма, Племянник, Безволие, Источник права, Кража;
- Невменяемость, Зазнайство, Адвокат, Спутник, преступность, Учащийся, Студент, Школьник;
IX. Укажите, какие понятия выражают отношения рода и вида и какие – целого и части:
- «Элементарная частица - позитрон», «Институт - факультет», «Лицемерие - двуличие», «Система права – гражданское право»;
X. Если деление понятий неправильно, то какие правила нарушены?
- «Дети делятся на воспитанных и наших», «Живые существа подразделяются на животных, растения и белки», «В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы»;
XI. Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части:
- «Сделки совершаются устно или в письменной форме», «Правоохранительные органы делятся на диспозицию и санкцию», «Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью».
XII. Представьте с помощью круговых схем отношения между объёмами имён:
|
|
1. Поэт, украинский поэт, украинский поэт XIX в.;
2. Картина, реалистическая картина, сюрреалистическая картина, картина Репина, картина Дали;
3. Учебное заведение, Вуз, университет, университет Украины, Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля.
XIII. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):
- «Грабёж – похищение индивидуального имущества граждан», «Халатность – невыполнение лицом своих производственных обязанностей», «самоуправство – это самовольное совершение лицом каких либо действий», «Бытовое убийство – это убийство бытовыми приборами»;
- «Разбой – открытое хищение чужого имущества с применением насилия или его угрозы», «Правовое государство – это государство», «Термометр – прибор для измерения температуры»;
- «Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого либо преступления», «Правоспособность – способность иметь права», «Разбой – это разбойное нападение»;
- «Количество – характеристика предметов с количественной стороны», «Юрист есть юрист», «Если Бог существует, то он существует»;
- «Укрывательство – это заранее не обещанное укрывательство преступника», «Контрабанда – это перемещение товаров через таможенную границу», «Раб – это человек не имеющий свободы», «Преступление – это общественно опасное деяние совершённое с умыслом»
XIV. Укажите какое из определений является слишком широким, слишком узким, перекрещивающимся, определением «как попало», кругом в определении:
- «Документоведение – это то, чем занимаются документоведы», «Рак – небольшая красная рыба, которая ходит задом на перёд», «Философ – это человек разрабатывающий научную методологию», «Совесть – это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои поступки», «Спекуляция есть скупка и продажа товаров или ценных предметов»;
XV. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное. Выделите определение через род и видовое отличие, а также приёмы, заменяющие определение:
- «Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой», «Случайность – форма необходимости», «Сознание – особое свойство высокоорганизованной материи», «Народ – автор и актёр собственной жизненной драмы»;