Творчество Чайковского

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Основная идея его творчества – протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью.

Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как в «Пиковой даме», «Шестой симфонии») Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых гуманистических идеалов. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, он с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений, в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний.

По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог.

Начиная с первых лет творчества, ведущее место в его творчестве заняла тема борьбы человека за свое право на счастье. Такая тема была очень актуальна для русского искусства 60-70 гг. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Широким песенным развитием определяется во многом и форма его сочинений. Музыке его присуща также большая декламационно-речевая выразительность, во многом продолжающая традиции Даргомыжского.

В его сочинениях сказывается влияние городской песни, и особенно городского бытового романса. В музыкальном языке Чайковского ощутимо влияние русской романсной культуры первой половины XIX века – творчества Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, играющие большую роль не только в его ансамблях, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке.

Одновременно Чайковский чутко воспринял, подобно Глинке, песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер.

Чайковский был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в области лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке широко раскрыл возможности этого жанра, а также затронул сферу лирико-комической оперы. Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, развил жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы. Он явился основоположником русского классического балета, внес яркий вклад в область фортепианного и скрипичного концерта, лирического романса и фортепианной миниатюры. Наряду с Бородиным он заложил основы дальнейшего развития квартетного жанра.

Чайковским создано 10 опер (Воевода, Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник, Кузнец Вакула, Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа, Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула), Чародейка, Пиковая дама, Иоланта), 3 балета (Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик), 7 симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инструментальных концертов, свыше 100 романсов, большое количество фортепианных произведений. Обращался Чайковский и к сфере кантатно-хорового творчества, писал музыку к театральным спектаклям. И в каждой из этих областей он оставил классические образцы национального музыкального искусства.

Балеты Чайковского.

Созданные Чайковским три балета - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - являются замечательными завоеваниями русской классической музыки, глубоко новаторскими произведениями, определившими последующее развитие русского балета. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику.

Любя балет и хорошо зная его, Чайковский охотно согласился на предложение дирекции московского Большого театра написать музыку к балету "Озеро лебедей" в 1875 году. Это был его первый опыт в области балетной музыки. Последующие балетные произведения - "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - были также написаны по заказу театра (петербургского), но относятся к последним годам жизни и творчества композитора.

Уже в "Лебедином озере" Чайковский осуществил коренную реформу балетного спектакля, заключавшуюся прежде всего в изменении роли музыки. У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль. Вместо разрозненных танцевальных номеров Чайковский создал поэтичное и целостное произведение, подчиненное главной идее лирического сюжета.

Чайковский использовал в своих балетах все традиционные балетные формы, но вдохнул в них новое большое содержание. При этом основой лирического действия у него стала большая сцена-диалог, так называемый "танец-дуэт". В этих эпизодах он создал чудесную лирическую музыку, в которой выражалась глубокая внутренняя сущность сюжета. Композитор не отказался ни от классических, ни от характерных танцев, но органически включил их в развитие сюжета.

Очень большое значение в балетах Чайковского приобрел "танец-действие", оказавший влияние на все другие формы. Большие вальсы и другие номера, в которых участвует кордебалет, Чайковскому удалось поднять на небывалую художественную высоту. Наконец, пантомима у Чайковского сопровождается настолько выразительной музыкой, что мимика и жесты танцовщиков служат лишь иллюстрацией к ней, тогда как прежде музыка играла роль фона.

В балетной музыке проявилась одна из сторон большого и многогранного дарования композитора, не нашедшая широкого применения в произведениях других жанров,- удивительная изобретательность при воплощении фантастических образов. Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах.

Оставаясь и в балете художником-гуманистом, он в сюжетах наивных народных сказок видел глубокий жизненный и философский смысл. Герои волшебных балетов в его глазах были живыми, реальными людьми, он щедро одарил их душой и чувствами человека.

В 70-х годов Чайковский, обратился к созданию балета. Это было "Лебединое озеро". В самом деле, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Чайковский пошел гораздо дальше, насытив свои балетные партитуры подлинно симфоническим развитием музыкальных образов, способностью выражать сложные психологические состояния. Все три балета - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - основаны на сказочных сюжетах. Именно по этому принципу композитор выбирал подходящие сценарии. Балеты Чайковского были непривычны, новы в театральной практике его времени.

С появлением "Спящей красавицы" и "Щелкунчика" сформировалось новое явление - балетный театр Чайковского.

Балет "Спящая красавица" - Сценарий И.А. Всеволожского и М. Петипа по сказкам Ш. Перро. Период создания - с октября 1888 г. по август 1889 г. Замысел постановки и либретто принадлежали директору Императорских театров И.А. Всеволожскому. Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер ХIХ века М. Петипа. Музыка балета сочинялась с большими перерывами в период с октября 1888 г. по 26 мая 1889 г. Основной конфликт сюжета заключен в противопоставлении двух сил: феи Сирени и феи Карабос.

Сказочный мотив сна - поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей красавице" использованы жанры "прошлых эпох" (сюита старинных танцев во II д., сарабанда из III д.); включение жанровых стилизаций, т. е. номеров "в стиле XVIII в." (танцы фрейлин и пажей из II д., финальный Апофеоз). Успех балет имел безоговорочный. Критики и зрители были в данном случае единодушны.

Балет "Лебединое озеро" - большой балет в 4-х действиях. Либретто предположительно составлено самим Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера. Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса "Лебединый пруд", а также "Ундина" Ламотт-Фуке - Жуковского. Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами. После завершения партитуры Чайковский написал вставной номер "Русский танец" для бенефиса балерины П. Карпаковой, исполнительницы главной партии в балете - Одетты. Через некоторое время, вероятно для бенефиса балерины Собещанской, было написано Pas de deux Зигфрида и Одиллии III акта. Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 года.

Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.

Песенный репертуар и требования к его подбору.

Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Мы стараемся брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. В процессе разучивания песни выделяю несколько этапов.

Первый (очень важный этап) включает предварительный анализ песни.

Мы как бы «примеряем произведение на себя», стараемся предугадать, справятся ли с его исполнением дети. Анализируем:

- диапазон партии, соотносим с исполнительскими возможностями детей; литературный текст (наличие обращений, диалогов, поэтических сравнений); выделяем слова, которые могут быть непонятны детям; анализируем содержание произведения

- определяем главную идею (воспитательное значение);

- мелодию: строение, форму, музыкальный аккомпанемент;

- средства музыкальной выразительности; трудные для исполнения места; характер;

- динамику песни, её лад;

- определяем требования к выработке певческих навыков: чистоты интонирования, дикции, дыхания, звукообразования, эмоционального компонента исполнения;

- выясняем исполнительские трудности и выбираем методические приёмы для их преодоления;

- точно определяем задачи в работе над произведением, обдумываем их разъяснения детям и то, как их нужно выполнять.

Второй этап – знакомим детей с песней, исполняем с использованием «живого звука» музыкального инструмента, проводим беседу о содержании, уточняем непонятные слова в тексте, анализируем с ребятами средства музыкальной выразительности.

Третий этап – снова исполняем песню; напоминаем ребятам об особенностях песни; разучиваем мелодию наиболее лёгкой части припева или запева, а затем трудной части; работаем над правильным воспроизведением мелодии, ритмического рисунка песни и обязательно её характером (эмоциональный компонент).

Четвёртый этап – идёт повтор ранее выученного; идёт доскональная работа над певческими навыками (дикцией, дыханием, артикуляцией, характером); разучиваем последующие куплеты текста.

Пятый этап – повторяем всю песню в характере; сравниваем своё исполнение с исполнением в грамзаписи; поём индивидуально; поём с солистами (солистом).

Итогом нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в районных конкурсах, в театральной деятельности.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Выразить музыка может очень многое: широчайшую гамму на­строений (веселье и спокойствие, тревогу и сосредоточенность, возбуждение и глубокую печаль), бесконечное разнообразие челове­ческих характеров (суровый и шаловливый, капризный и волевой). Сама способность выражать, то есть обращаться непосредственно к эмоциональной сфере — одна из сильнейших сторон музыки. Она не описывает, как литература, не показывает, как живопись и гра­фика, а в самой себе заключает то или иное настроение, тот или иной характер и тут же передает его слушателю — «заражает» его этим настроением или вызывает в нем «образ» этого характера.

Звучание музыки есть строго организованный звуковой поток, адресованный слушателю, и организованность определяется его содержанием — настроением, характером: веселое настроение определит живой темп, мажорный лад, светлый регистр, волевой характер будет пе­редан энергичным ритмом, активной динамикой и т. п. Практичес­ки все средства музыки способны воплощать в себе и вызывать в слушателе эмоциональную реакцию — в этом сила воздействия музыки на человека.

Изобразить музыка может также очень многое. При этом ясно разграничиваются два уровня музыкальной изобразительности — более непосредственный, звукоподражательный и более опосредо­ванный, музыкально обусловленный. Раскаты грома в конце III части «Фантастической симфонии» Берлиоза и выстрелы охотни­ков из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк», мно­гочисленные «колокольные звоны» и «кукования кукушки» в ин­струментальных произведениях — примеры музыкального подра­жания звукам самой жизни.

Но реальное море никогда не шумит так, как в начале «Шехерезады» Римского-Корсакова, и ни одна птичка не поет мелодию из «Пети и волка» — это музыкальные ин­терпретации жизненных звучаний. Более того, музыка может изобразить и беззвучные, безгласные объекты — «Богатырские во­рота» из «Картинок с выставки» Мусоргского, «Дворцовую пло­щадь» в Одиннадцатой симфонии Шостаковича, «Облака» Дебюсси.

Музыкальное изображение, как правило, включает в себя эле­менты звукоподражания, если есть чему подражать, если объект как-то звучит. Это — ритмические элементы (четкое чередование шагов, перестук колес поезда, равномерные накаты морских волн); темб­ровые (цоканье конских копыт имитируют кастаньеты, громовым раскатам подражают литавры); мелодико-интонационные (харак­терные интонации фанфары, кукушки). Но при этом подражатель­ные элементы отодвинуты на второй план, а первый занимает собственно музыкальный мелодико-гармонический тематизм.

Конечно, изобразительные средства музыки несравнимы со сред­ствами живописи, скульптуры, графики, и потому музыкальные изображения требуют мобилизации ассоциативно-рациональной сферы слушателя, его жизненного опыта: надо прежде в самой жиз­ни услышать цокот копыт и перестук вагонных колес, фанфарные сигналы и шум морского прибоя, надо прежде увидеть реально су­ществующую монументальную триумфальную арку и «живые» плы­вущие в небе облака, чтобы распознать их изображения в музыке и суметь почувствовать своеобразие и красоту этих изображений.

Оценивая соотношение выразительного и изобразительного в музыке, надо иметь в виду, во-первых, что они «в музыке обычно существуют не порознь, а вместе». Выражение того или иного на­строения или характера может сопровождаться какими-либо изоб­разительными деталями, а музыкальное изображение не бывает не окрашено в тот или иной эмоциональный тон (это может зависеть от объективных причин: поезд, который везет пионеров к «Зимне­му костру», и поезд, под который сейчас бросится Анна Каренина, стучат по-разному; но причины могут быть и субъективными: море у Римского-Корсакова волнуется иначе, чем у Дебюсси, а птицы поют иначе, чем у Мессиана).

Во-вторых, выразительность и изоб­разительность в музыке принципиально неравнозначны: будучи искусством прежде всего выразительным, музыка сплошь и рядом обходится без ясно слышимых признаков изобразительности, но, напротив, сколь бы яркой и важной ни была изобразительная сторона, выразительность остается непременным эстетическим требованием. Так что «уровень изобразительности» может быть и выше, и ниже, но «уровень выразительности» всегда должен быть высок, — иначе это плохая музыка.

Понятие музыкальной формы.

Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) композиция определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира,мугам и др.). «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же "формы", как и менуэты, фуги, сонаты и рондо». Тем не менее понятие жанра обычно используется для описания современной музыки. Классические музыкальные произведения обычно классифицируются по форме. Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки).

Большинство форм классической музыки сформировались к середине 19-го века. К новым формам, появившимся между 1890-ми и 1950-ми годами, относятся конкретная музыка и минимализм. В музыковедческих исследованиях 20-го столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей, получивших наименование «параметрные формы». Параметрные формы связаны с техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов) музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного процесса.

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части. Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т.д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы. Так, распространённая форма в классической музыке — ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; 1-2 такта), фраза (законченная музыкальная мысль; 2-4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4-8 тактов), период (элемент музыкальной формы; 8-16 тактов; 2 предложения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: