Общий обзор непараметрических критериев

Задачи Условия Критерии Ограничения
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака Независимые выборки а) 2 выборки испытуемых Q– критерий Розенбаума Миним. N=11 при этом N1 ≈ N2
U– критерий Манна-Уитни Миним. N=3, максим. N=60
j*– критерий (угловое преобразование Фишера) Миним.: а) N1=2 N2≥30 б)N1=3 N2≥7 в) N1=4 N2≥5 г) N1,2³5®любые сочетания Максим. — отсутствует
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака Независимые выборки б) 3 и более выборок испытуемых S – критерий тенденций Джонкира Миним. с=3 и N≥2, 2, 2 Максим. с=6 при N≤10, 10, 10
H – критерий Крускала-Уоллиса При с=3 N=3, 2, 2 или N=3, 3, 3 или N=4, 2, 2 Максим. ® таблицы c2
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака Зависимые выборки а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых G – критерий знаков Миним. N=5 Максим. N=300
T – критерий Вилкоксона Миним. N=5 Максим. N=50
j*– критерий (угловое преобразование Фишера) Миним.: а) N1=2 N2≥30 б)N1=3 N2≥7 в) N1=4 N2≥5 г) N1,2³5®любые сочетания Максим. — отсутствует
М — критерий Макнамары При N≤20 ® для расчета таблицы m При N>20 ® по формуле
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых cr2– критерий Фридмана Миним. с≥3 и N≥2; при с=3 N≤9; при с=4 N≤4 при больших с и N ® таблицы c2
L– критерий тенденций Пейджа Миним. с=3 и N=2 Максим. с=6 и N=12
3. Выявление различий в распределении признака Независимые и зависимые выборки а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим распределением c2 – критерий Пирсона N>=30
l – критерий Колмогорова-Смирнова Для эмпирич. и теоретич. распред. N≥5
m – биномиальный критерий Миним. N=5 Максим. N ®от 50 до 300 Заданная вероятность р≤0,50
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений c2 – критерий Пирсона N>=30
l– критерий Колмогорова-Смирнова Для двух эмпирич. распред. N1,2≥50
j*– критерий (угловое преобразование Фишера) Миним.: а) N1=2 N2≥30 б)N1=3 N2≥7 в) N1=4 N2≥5 г) N1,2³5®любые сочетания Максим. — отсутствует
4. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий   а) под влиянием одного фактора S – критерий тенденций Джонкира Миним. с=3 и N≥2, 2, 2 Максим. с=6 при N≤10, 10, 10
L– критерий тенденций Пейджа Миним. с=3 и N=2 Максим. с=6 и N=12
Однофакторный дисперсионный анализ Фишера. а) Не менее трех градаций исследуемого фактора и не менее двух испытуемых в каждой градации б) Равенство дисперсий в каждой ячейке дисперсионного комплекса в) При условии нормальности распределения результативного признака
б) под влиянием двух факторов одновременно Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера. а) Не менее двух градаций каждого исследуемого фактора б) В каждой ячейке комплекса не менее двух испытуемых в) Равенство дисперсий в каждой ячейке дисперсионного комплекса г) Комплекс должен представлять симметричную систему: каждой градации фактора А должно соответствовать одинаковое количество градаций фактора Б д) Факторы А и Б должны быть независимы е) При условии нормальности распределения результативного признака

Контрольные вопросы:

1. Что такое статистическая гипотеза?

2. В чем состоит различие между направленными и ненаправленными статистическими гипотезами?

3. Какие бывают ошибки при проверке статистических гипотез?

4. Что такое уровень значимости вывода?

5. Каким образом делается вывод при проверке статистических гипотез?

6. Что такое критерий различий?

7. Приведите классификацию критериев различий.

8. В чем различие между односторонними и двусторонними критериями?

9. От чего зависит выбор критерия различий?

Самостоятельное практическое задание: для каждого критерия различий придумайте пример психологического исследования, в котором статистическую гипотезу необходимо было проверить с помощью данного критерия.

Материалы для изучения темы:

а) основная литература:

1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник / О. Ю. Ермолаев. - 5-е изд. - М.: МПСИ: Флинта, 2011. - 336 с. - Стр. 58-70.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с. - С. 93-113.

3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.: ил. - С. 24-38.

б) дополнительная литература:

1. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]. / Дж. Гласс, Дж. Стенли— М., 1976. – 494 с. - С. 246-264.

2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии [Текст]: учебно-методический комплекс / А. Н. Кутейников. - СПб.: Речь, 2008. - 172 с.: табл. - С. 50-59.

3. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов [Текст]: учебник / Г. В. Суходольский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 464 с. - С. 291-294.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: