Подчеркнем еще раз, что, прежде чем выполнить любой психологический эксперимент, необходимо четко сформулировать его задачи, определить экспериментальную гипотезу и все этапы её статистической проверки, а также выбрать соответствующий статистический метод, наиболее эффективный для решения поставленных в исследовании задач.
Подавляющее большинство задач, решаемых психологом в эксперименте, предполагает те или иные сопоставления. Это могут быть сопоставления одних и тех же показателей в разных группах испытуемых или, напротив, разных показателей в одной и той же группе. Для определения степени эффективности каких-либо воздействий (обучение, тренировка, тренинг, психотерапия и т.п.) сравниваются показатели «до» и «после» этих воздействий. Например, сравниваются показатели уровня тревожности у подростков до и после психотренинга, что позволяет определить его эффективность. Или в лонгитюдном исследовании сопоставляются результаты у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разном возрасте, что позволяет выявить временную динамику анализируемых показателей. Иногда возникает задача сравнить индивидуальные показатели, полученные при различных внешних условиях, для выявления связи между показателями и факторов, объединяющих эти связи.
Два выборочных распределения сравниваются между собой или с теоретическим законом распределения, чтобы выявить различия или, напротив, сходство в типах распределений. Например, сравнение распределений времени решения простой и сложных задач позволит построить классификацию задач и типологию испытуемых.
В общем, психологические задачи, решаемые с помощью методов математической статистики, условно можно разделить на несколько групп.
1. Задачи, требующие описать в целом результаты, полученные на выборке или в генеральной совокупности.
2. Задачи, требующие установления зависимости между признаками.
3. Задачи, требующие установления сходства или различия.
4. Задачи, требующие группировки и классификации данных.
5. Задачи, ставящие целью анализ источников вариативности получаемых психологических признаков.
6. Задачи, предполагающие возможность прогноза на основе имеющихся данных.
Эта неполная классификация носит предварительный характер. По мере ознакомления с методами математической статистики, излагаемыми в курсе, вы получите более детальное представление о типологии задач и главное — методов, которые могут быть адекватно использованы для их решения. С методами решения первой задачи вы уже познакомились в теме, посвященной анализу взаимосвязей между признаками.