Классификация исследовательских задач, решаемых с помощью статистических методов

Подчеркнем еще раз, что, прежде чем выполнить любой пси­хологический эксперимент, необходимо четко сформулировать его задачи, определить экспериментальную гипотезу и все этапы её статистической проверки, а также выбрать соответствующий статистический метод, наиболее эффективный для решения по­ставленных в исследовании задач.

Подавляющее большинство задач, решаемых психологом в эксперименте, предполагает те или иные сопоставления. Это мо­гут быть сопоставления одних и тех же показателей в разных группах испытуемых или, напротив, разных показателей в одной и той же группе. Для определения степени эффективности ка­ких-либо воздействий (обучение, тренировка, тренинг, психотерапия и т.п.) сравниваются показатели «до» и «после» этих воз­действий. Например, сравниваются показатели уровня тревожности у подростков до и после психотренинга, что позволяет оп­ределить его эффективность. Или в лонгитюдном исследовании сопоставляются результаты у одних и тех же испытуемых по од­ним и тем же методикам, но в разном возрасте, что позволяет выявить временную динамику анализируемых показателей. Иног­да возникает задача сравнить индивидуальные показатели, полу­ченные при различных внешних условиях, для выявления связи между показателями и факторов, объединяющих эти связи.

Два выборочных распределения сравниваются между собой или с теоретическим законом распределения, чтобы выявить различия или, напротив, сходство в типах распределений. На­пример, сравнение распределений времени решения простой и сложных задач позволит построить классификацию задач и типо­логию испытуемых.

В общем, психологические задачи, решаемые с помощью ме­тодов математической статистики, условно можно разделить на несколько групп.

1. Задачи, требующие описать в целом результаты, полученные на выборке или в генеральной совокупности.

2. Задачи, требующие установления зависимости между признаками.

3. Задачи, требующие установления сходства или различия.

4. Задачи, требующие группировки и классификации данных.

5. Задачи, ставящие целью анализ источников вариативности получаемых психологических признаков.

6. Задачи, предполагающие возможность прогноза на основе имеющихся данных.

Эта неполная классификация носит предварительный харак­тер. По мере ознакомления с методами математической статис­тики, излагаемыми в курсе, вы получите более детальное представление о типологии задач и главное — мето­дов, которые могут быть адекватно использованы для их реше­ния. С методами решения первой задачи вы уже познакомились в теме, посвященной анализу взаимосвязей между признаками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: