Подходы к формированию стратегии:
1. Предпринимательский подход -нацеливает организацию на постоянные изменения, которые необходимы в том случае, если организация, во-первых, имеет определенные возможности к расширению сферы деятельности. Во-вторых, может прогнозировать будущие опасности и изучать риски в различных сферах деятельности. Управленческие решения разрабатываются с учетом многочисленных альтернатив, выбирается одно оптимальное решение. Организация, использующая предпринимательский стиль стремится к непрерывным изменениям, поскольку именно в них она видит свое будущее. Данный стиль используют чаще всего коммерческие организации. Некоммерческие используют только на ранних стадиях своего развития.
2. Плановый подход - организации, имеющие данную стратегию, ориентируются на планирование от достигнутого уровня. Деятельность организации ориентируется на минимальные отклонения от традиционного (как внутри организации, так и во внешней среде). Организации, которые используют данный стиль, чаще всего находятся в финансово неустойчивом состоянии; они избегают все возможные риски.
|
|
3. Адаптивный подход - сочетание предпринимательского и планового в разном соотношении.
Стратегия – обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.
Стратегическое управление – деятельность по стратегическому управлению, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Сущность стратегического менеджмента – это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, что в совокупности позволяет компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Цель стратегического менеджмента – разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации в целом, не уступающих конкурентам в периода выхода с новым товаром на рынок.
Стратегический менеджмент включает:
1) развитие стратегического видения и миссии компании. Руководитель должен обнародовать миссию и стратегическое видение, т.е. ознакомить с ней сотрудников и реальное окружение и определить основные направления деятельности
2) определение целей. Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы. Определение долгосрочных целей позволяет предприятию ориентироваться в инновациях, улучшать свои финансовые показатели своей деятельности, деловую репутацию, т.е. максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы.
|
|
Типы целей:
-финансовые. обязательны и направлены на обеспечение ликвидности, платежеспособности и фин. устойчивости предприятия.
- стратегические. направлены на увеличение конкурентоспособности предприятия.
3) создание стратегии. Реализуя стратегию менеджер сталкивается с проблемой – как достичь намеченной цели. Стратегия предполагает достижение целей, а цели – это конкурентные результаты, к которым стремятся; стратегия – инструмент достижения целей. Стратегия состоит из: продуманных и целенаправленных действий; реакции на непредвиденные события.
4) Реализация стратегии. Задача реализации будет заключаться в понимании того, что необходимо сделать, чтобы стратеги сработала и были соблюдены сроки ее выполнения. Для этого необходимо: учитывать возможности предприятия; эффективно управлять бюджетом; определить политику деятельности организации.
5) Оценка деятельности предприятия, анализ новых направлений и внесение корректив.
Элементы стратегии: цель (результат деятельности); политика (правила организации деятельности), планы (совокупность действии с учетом технических ресурсов, которыми располагает организация)