Маркетинг - исходный этап внутрифирменного планирования, система внутрифирменного управления, направленная на всестороннее изучение спроса и потребностей на рынке для наиболее полной ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции, заранее установленный объем продукции с определенными технико-экономическими характеристиками.
Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламы, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг.
Маркетинг является в определенном смысле направляющей производства, полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.
Исходным моментом, лежащим в основе Маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей и запросов. Поэтому сущность Маркетинга состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт. Девиз: производить только то, что требует рынок, покупатель.
Планирование в менеджменте
Экономическое прогнозирование – это процесс, предшествующий планированию. Занимаясь прогнозированием, мы пытаемся предвидеть ход экономического развития.
Планирование – это задача в плане того, чего мы хоти достичь, какими путями, с учетом временных аспектов.
Прогнозирование и планирование определяют, каким образом организация будет развиваться в будущем, а также помогает организации создать единство общей цели, ориентирующейся на максимизацию прибыли.
План как система взаимосвязей показателей, предусматривает следующее:
1) Цели и задачи деятельности.
2) Пути и средства
3) Ресурсы, необходимые для выполнения поставленной задачи
4) Пропорции между отдельными элементами производственного процесса, и деятельности предприятия в целом
5) Организацию выполнения плана и контроля.
Виды планирования:
Рассматриваются в зависимости от направленности и характера задач организации.
1. Стратегическое. Его целью является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период. реализуются посредством программ и годовых планов.
2. Средне-срочные планы (5 лет). В них отражаются количественные показатели, т.е. сведения по пр-ву, капиталовложению, источники финансирования.
3. Тактическое (текущее) – 1 год. Содержит детальные разработки оперативных планов для организаций в целом и ее отдельных подразделений.
Способы планирования:
1. От достигнутого уровня. Он не нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффективности пр-ва.
2. Оптимальное планирование. Строится на системе научно-обоснованных нормативов и экономико-статистических методов. Цель – достичь наиболее высоких конечных результатов (повышения качества).
3. Адаптивное планирование. Позволяет гибко реагировать на изменение во внешней среде, т.е. учитывать их в плане, и эффективно к ним приспосабливаться.
Этапы планирования:
1. Прогнозирование – будущее состояние социально-экономических процессов системы производства (определение вероятности, наступления положительных или негативных ситуаций).
2. Моделирование – научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов производства.
3. Программирование – конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей по временному и пространственному признаку.