Приставки пре- и при-

Словообразование имен существительных

Имена существительные образуются всеми имеющимися способами словообразования. Наиболее продуктивны суффиксальный способ и сложение основ.

Суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный способы словообразования

Суффиксы -щик, -ник, -ист, -ец, -лыцик и другие служат для образования существительных со значением лица, производящего действие, названия лиц по роду их занятий, профессии (настройщик, вертолетчик, заочник, мудрец, гитарист, шахматист). Суффиксы -тель и -ант, обозначающие действующих лиц, в современном языке малопродуктивны (учитель, музыкант).

Суффикс -ец, -анин, -чанин образуют наименования жителей по названию города (рязанец). Продуктивны суффиксы -к(а), -иц(а), -ш(а) в обозначении лиц женского пола (студентка, ученица, лифтерша).

Суффиксы -ние, -ость, -изм образуют существительные с абстрактным значением (словообразование, быстроходность, авантюризм), суффиксы -тель, -ник, -к(а) и другие — со значением предмета (ускоритель, чайник, кипятильник), суффикс -онок (-енок) — существительные — названия детенышей (котенок, мышонок, грачонок, теленок).

Широко распространены в области имен существительных формы с суффиксами субъективной оценки; уменьшительно-ласкательными -ик, -ек, -ок, -к-, -чик, -очк-, -еньк- (карандашик, пенечек, сынок, дочка, стаканчик, полочка, доченька); увеличительными, пренебрежительными -ищ-, -онк-, -к- и другими (ручища, книжонка, книжица, Борька).

Префиксальный способ менее распространен в образовании существительных. С его помощью образуются существительные от существительных (беспорядок, привкус, соучастник, подтекст, антимиры).

Малопродуктивен суффиксально-префиксальный способ: сокурсник, безбилетник, подфарник.

Абстрактные имена существительные — в грамматике: существительные, отсылающие внимание к абстрагированным понятиям (в отличие от конкретных имён существительных).
Такие существительные называют отвлечённые (абстрактные) понятия, действия, состояния, признаки, качества, свойства.
Примерами абстрактных существительных являются белизна, доброта, слабость, бодрость, уникальность, ходьба и т.д.
В русском языке абстрактные существительные часто не имеют множественного числа. Адресуя внимание к широкому классу предметов, такие имена непригодны для использования в качестве товарных марок, названий изделий. При использовании способов конкретизации, а также в новых словообразованиях или словосочетаниях можно придать таким именам их неповторимую конкретику и яркое звучание.

Приставки пре- и при-

Приставки пре- и при-

1. Приставка пре- придает словам:

а) значение высокой степени качества или действия (можно заменить приставку словами «очень», «весьма»), например: преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;

б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-), например: превращать, преображать, преступать.

2. Приставка при- придает словам следующие значения:

а) пространственной близости, смежности, например: прибрежный, пришкольный;

б) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать, прибивать, примыкать;

в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрыть, приостановиться;

г) доведения действия до конца, например: придумать, пристукнуть;

д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: приберечь, припрятать.

Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-: пребывать – прибывать, предать – придать, предел – придел, преемник – приёмник, восприемник, презирать – призирать, преклонить – приклонить, преступить – приступить, претворить – притворить, преуменьшать – приуменьшать, преходящий – приходящий и др.

Способы образования глаголов При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный. Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путём присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения. Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться). Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо», например: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо», например: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние», например: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-, например: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть). Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса -ыва- (-ива-) и аффикса -ся в сочетании с приставками, например: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).
Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: