Проф. С.А. Козлов

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

ХХ ВЕК

Учебно-методическое пособие

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Часть I.

Санкт-Петербург

ББК 633 (2) я 7

О-826

УДК 93 (075)

Отечественная история. ХХ век: учебно-методическое пособие /Д. Ю. Алексеев, Б.Б. Лаздовский., О.В. Петрова, И.Э. Сангаева, А.А. Селин; отв. ред. С.А. Козлов. – Изд. 3-е, испр и доп.– /ГОУВПО СПбГТУРП. – СПб., 2009. Ч I - 93 с.

Учебно-методическое пособие содержит перечень учебных тем семинарских занятий, вопросы для изучения, методические указания к ним, списки необходимой литературы.

Пособие предназначено для студентов I-II курсов всех форм обучения.

Рецензенты:

М.В. Ходяков, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новейшей истории России СПбГУ;

С.Н. Погодин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений ИМОП СПбГПУ.

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом в качестве учебно-методического пособия.

  © Алексеев Д.Ю., Лаздовский Б.Б., Петрова О.В., Сангаева И.Э., Селин А.А., © ГОУВПО Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров,

От редактора

Настоящее учебно-методическое пособие состоит из двух частей и предназначено для студентов негуманитарных вузов, изучающих курс истории России. Первая часть пособия хронологически охватывает период с начала ХХ в. до конца 1930-х гг. Его авторы - преподаватели Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, исследователи отечественной истории нового и новейшего времени. Они стремились с максимальной объективностью раскрыть сложную историю нашей страны ХХ в., наполненную трагизмом и свершениями, оптимизмом народа-победителя в Великой Отечественной войне и горечью утраты великой Родины – СССР, динамизмом поступательного развития новой демократической России и усталостью от череды половинчатых реформ, разрушающих социальную стабильность общества.

В настоящем издании получили дальнейшее развитие учебно-методические наработки преподавателей кафедры истории, философии и культурологи, нашедшие отражение в исторической учебной литературе, выпущенной за последнее десятилетие.1

Структура пособия построена по хронологическому и тематическому принципам. В каждой теме выделены ключевые вопросы, к которым даны подробные методические рекомендации, предложена основная и дополнительная литература для самостоятельного изучения студентами. К достоинствам коллективной работы следует отнести умение авторов в равной степени осветить

политические, социально-экономические, государственно-конституционные процессы новейшей истории России.

В заключение хотелось бы напомнить слова русского историка Н.М. Карамзина, автора многотомной «Истории государства Российского»: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».1

Проф. С.А. Козлов

Тема 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX - XX вв.

(И.Э. Сангаева)

1.1. Индустриальная модернизация страны. Реформы

С.Ю. Витте.

1.2. Социальная структура общества. Власть и общество.

1.3. Внешняя политика России в начале XX в.

Первый вопрос (1.1). При рассмотрении этого вопроса следует выявить причины экономического подъема страны в 90-е гг. XIX в. В 1894 г. на престол вступил император Николай II. Продолжая политику своего отца, Александра III, он осуществил ряд мер, направленных на ускорение индустриализации страны. Реформы, проводимые в стране в 90-е гг. XIX в., связаны с именем С.Ю. Витте.

С.Ю. Витте (1849-1915) родился в Тифлисе в семье действительного статского советника, члена Совета кавказского наместника. Он окончил физико-математический факультет Новороссийского (Одесса) университета. В 1892-1903 гг. С.Ю. Витте возглавлял министерство финансов, в 1903-1905 гг. был председателем Комитета министров, а в 1905-1906 гг. – председателем Совета министров.

Осуществляя индустриальную модернизацию страны, С.Ю. Витте разработал систему таможенной защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции (политика протекционизма) при широком привлечении иностранного капитала в виде займов и инвестиций. Возглавляя департамент железнодорожных дел Минфина с 1890 г. и одновременно являясь председателем Тарифного комитета, С.Ю. Витте в 1891 г. инициировал проведение нового таможенного тарифа, увеличив его с 16 % до 33 % 1 Эта мера преследовала две цели: защитить интересы отечественной промышленности и увеличить государственный доход. Будучи протекционистом, С.Ю. Витте в то же время был противником автаркии, то есть замкнутой экономики. Он считал, что целесообразно привлекать иностранный капитал, справедливо полагая, что иностранцы, вкладывая капиталы в уголь или нефть, не только получают прибыль, но и обогащают Россию. Выступая за иностранные займы, министр финансов пошел по пути целевых займов под конкретные программы. Примером этому может служить французский железнодорожный заем для строительства железной дороги Оренбург – Ташкент.

В 90-е гг. XIX в. широко развертывается железнодорожное строительство, форсируется переход частных железных дорог в руки государства. В этот период протяженность железных дорог увеличилась на 70 %, по темпам железнодорожного строительства Россия обогнала США. В 1891 г. было начато строительство важной в экономическом и

стратегическом отношении Транссибирской железной дороги протяженностью в 7 тыс. верст. Через 15 лет она была введена в строй.

С целью повышения доходности казны в 1894 г. в России была введена винная монополия (исключительное право государства на продажу спирта и вино-водочной продукции).Эта мера дала 25 % бюджетных поступлений.

В 1897 г. С.Ю. Витте провел денежную реформу. Прежде в России основу денежного обращения составляли ассигнации, а основной денежной единицей являлся серебряный рубль. Русский рубль не вписывался в мировую денежную систему, так как мировой рынок был «золотым». Содержание реформы сводилось к следующим мерам: ассигнации приравнивались к золоту (каждый рубль содержал 0,174 золотника драгоценного металла, обеспечиваемых золотом Российской империи) и свободно обменивались на золото в банках; Государственный банк стал эмиссионным (т.е. получил право печатать денежные купюры), при этом правительство строго следило за эмиссией, не допуская выпуска ассигнаций, не обеспеченных золотым запасом. В итоге золотой запас превышал массу обращающихся бумажных денег на 113 млн. руб. Твердая национальная валюта просуществовала до начала Первой мировой войны, способствуя укреплению внутреннего денежного обращения и притоку в Россию иностранного капитала. Введение твердой валюты позволило государству выкупить убыточные железные дороги, в итоге 60 % железных дорог России стали «казенными» (т.е. государственными).

С.Ю. Витте предлагал также довести до конца освобождение крестьян, т.е. освободить их от опеки местных властей и общины, наделить всеми гражданскими правами, превратив крестьянина, по его выражению, из полуперсоны в персону. Подготовленный С.Ю. Витте проект предусматривал насаждение частной собственности на землю, облегчение выхода из общины и поддержку хуторского землевладения. Николай II отклонил проект. Неотчуждаемость надельных земель, община, сословный строй остались в неприкосновенности.

Реформы благоприятно отразились на развитии экономики России. В 90-е гг. XIX в. Россия переживала небывалый промышленный подъем. Бурно развивались все отрасли промышленности, особенно тяжелая, которая за эти годы выросла в 2 раза. Высокие темпы роста наблюдались в горнодобывающей и металлургической отраслях промышленности, в машиностроении. По выплавке чугуна Россия заняла 3-е место в мире (после США и Германии), а по добыче нефти вышла на первое. Возникли новые акционерные общества, вводились в строй крупные предприятия, оснащенные новой техникой. По темпам промышленного роста Россия опережала многие индустриально-развитые страны. Однако промышленный подъем 90-х гг. сменился спадом в начале XX в. Мировой экономический кризис 1900-1903 гг. в России проявился особенно остро и сопровождался падением цен на основные виды продукции, сокращением производства, массовой безработицей. Большое количество промышленных предприятий, став нерентабельными, разорилось. Кризис затронул не только промышленность, но и сельское хозяйство, усложнил социальную ситуацию, вызвал глубокие политические потрясения.

Второй вопрос (1.2). Раскрывая содержание данного вопроса,следует обратитьвнимание на особенности социально-политического строя России в начале ХХ в. Население России в этот период составляло примерно 130 млн. чел. Сохранялась сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп. Вся власть была сосредоточена в руках царя, который самодержавно правил Россией, опираясь на дворянство; деятельность политических партий и профессиональных союзов была запрещена, отсутствовали демократические свободы. Под влиянием перемен в экономике страны менялась социальная структура общества. Модернизация страны ускорила формирование буржуазии и пролетариата, вызвала размывание сословного деления.

Дворяне, составлявшие 1,5 % населения, владели огромным земельным фондом, играли ведущую роль в политической жизни страны, но под влиянием перемен в экономике были готовы к сотрудничеству с буржуазией.

Крестьяне, составлявшие около 80 % населения, были основным податным и наиболее бесправным сословием (платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям, на них не распространялся суд присяжных). После отмены крепостного права под влиянием капиталистической эволюции сельского хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян (3 % - сельская буржуазия, 15 % - зажиточные крестьяне, подавляющее большинство стало источником наемной рабочей силы в деревне и городе).

Буржуазия (около 1,5 % населения) становилась ведущей силой в экономике страны, но играла незначительную роль в политической системе.

Рабочий класс (около 8 % населения) формировался за счет выходцев из беднейших слоев города и деревни. Условия труда и быта рабочих были крайне тяжелыми, их экономические интересы никто не защищал, профессиональных союзов не было.

Особая роль в социальной структуре общества принадлежала чиновникам, особенно высшей бюрократии, имеющей большие имущественные привилегии.

Интеллигенция (ученые, писатели, врачи, юристы, художники, артисты и другие) формировалась из разных социальных слоев и не имела общих экономических и политических интересов.

В начале ХХ в. в России проживало более 200 народов. Самыми многочисленными были славяне. По переписи 1897 г. в России проживало великороссов (русских) – 47,8 %, малороссов (украинцев) – 19 %, белорусов – 6,1 %. Вместе они составляли абсолютное большинство населения – 72,9 % 1. Российское законодательство было одинаковым для всех народов в том отношении, что все считались подданными царя, но были различны в религиозном плане.

(Православных – 76 % населения, мусульман – 11,9 %, иудаистов – 3,1 %, протестантов – 2,0 %. католиков – 1,2 %, Остальные исповедовали буддизм, конфуцианство, старообрядчество) 2.

Многонациональный состав государства создавал основу обострения национального вопроса. Под влиянием развития капитализма формировались национальные буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания, что вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения).

Социальные противоречия, нарастание социальной напряженности в обществе в начале ХХ в., создание либерально-оппозиционных союзов, деятельность леворадикальных политических партий, терроризм (убийство двух министров внутренних дел

Д. С. Сипягина и В. К. Плеве) требовали от правительства адекватных мер. Основы внутриполитического курса правительства были изложены в царском Манифесте от 26 февраля 1903 г. Политическая программа Манифеста предусматривала улучшение правового положения крестьянства, коренное преобразование губернского и уездного управления, развитие местного самоуправления, усиление влияния православной церкви при разрешении свободы вероисповедания. Закрепляя неприкосновенность общинного строя, Манифест обещал облегчить отдельным крестьянам способы выхода из общины, отмену «стеснительной» круговой поруки. Предполагалось увеличение государственных кредитов на укрепление и развитие благосостояния дворянства и крестьянства.

Российское правительство пыталось реализовать эту программу, создавались особые совещания, комиссии в МВД и министерстве земледелия, где обсуждался крестьянский вопрос и принимались решения. В марте 1903 г. была отменена круговая порука в уплате налогов крестьянами. В августе 1904 г. был опубликован указ об отмене телесных наказаний по решениям волостных крестьянских судов. Были уменьшены недоимки по выкупным платежам и налогам. В 1904 г. был принят закон о крестьянских переселениях, давший право губернаторам разрешать переселение из отдельных губерний и увеличивающий помощь переселенцам. Но российская деревня нуждалась в более глубоком реформировании. Из-за прироста крестьянского населения недостаток земли становился все более ощутимым. Отсталость сельскохозяйственной техники, низкая производительность крестьянского хозяйства, «излишек» крестьянского населения, экономически не нужный и лишенный занятости, периодически повторяющийся голод – все это свидетельствовало о глубине аграрного кризиса в стране. Однако наболевшие вопросы крестьянского землевладения откладывались на долгий срок.

В поле зрения правительства был и, так называемый, «рабочий вопрос». Отсутствие рабочего законодательства, тяжелые условия жизни рабочих, нарастающее рабочее движение заставляли правительство принимать соответствующие меры. Были приняты законы о сокращении рабочего дня (рабочий день не должен был превышать 11,5 ч., а для выполнявших ночные работы – не более 10 ч.); о страховании рабочих за счет предпринимателей и о введении на предприятиях должностей рабочих старост. Была реорганизована рабочая инспекция, которой вменялось глубже вникать в нужды рабочих, выявлять причины их недовольства.

Правительство, обеспокоенное ростом стачечного движения, решило создать «общества взаимного вспомоществования рабочих» с целью отвлечь их от самостоятельной борьбы за свои права. Идея создания таких обществ принадлежала начальнику московского охранного отделения С.В.Зубатову, и эта политика «полицейского социализма» получила название «зубатовщины». Такие организации были созданы во многих промышленных центрах (аналогичная организация была создана в 1903 г. в Санкт-Петербурге священником Г.А.Гапоном). Они должны были добиваться осуществления требований рабочих только мирными средствами и строго в рамках закона. Тем не менее, забастовки и стачки в стране не утихали, и в них все чаще звучали политические требования.

О нарастании социально-политического кризиса в стране свидетельствуют расширение и радикализация либерального движения. Руководители и идеологи либерального движения, ранее сосредоточенного в земских организациях, получают поддержку новых организаций, полулегальных и нелегальных. В 1903 г. в Швейцарии был создан Союз Освобождения, который должен был объединить все антиправительственные силы несоциалистического направления с широким спектром взглядов. Часть земцев также входила в Союз Освобождения.

Свою позицию обозначила и демократическая интеллигенция, которая выступала против полицейского произвола, требовала политических свобод. Особенно активным было студенчество. В начале ХХ в. радикальная часть учащейся молодежи перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Правительство поздно осознало опасность сложившейся ситуации, опасность того, что одни уступки без проявления власти приводят только к хаосу. Россия вступала в период потрясений.

Третий вопрос (1.3). Здесь необходимо разобраться в сложной международной обстановке в конце XIX- начале ХХ вв. Каковы основные направления внешней политики России в этот период, и что привело ее к трагическим событиям 1904-1905 гг.?

В конце XIX в. между ведущими странами мира обострилась борьба за передел колоний и сфер влияния, оформились военно-политические союзы, началась гонка вооружений. В 1899 г. в Гааге по инициативе России была проведена международная конференция по вопросам ограничения гонки вооружений и о мирном разрешении международных конфликтов, но европейские страны воспрепятствовали принятию решений по главному вопросу. На рубеже веков усиливается захватническая политика Англии, Франции, Германии, США, Японии на Дальнем Востоке. Объектом их притязаний были Китай, Корея и Маньчжурия. Интересы России на Дальнем Востоке столкнулись с наступательной внешней политикой Японии. В 1894 г. Япония развязала войну с Китаем, разбила китайские войска и навязала Китаю грабительский договор. Россия при поддержке европейских стран принудила Японию отказаться от условий договора, касающихся Кореи и Маньчжурии. В 1896 г. Россия заключила с Китаем договор об оборонительном союзе против агрессивных устремлений Японии и о строительстве Россией Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая проходила по территории Маньчжурии и соединяла кратчайшим путем Транссибирскую магистраль (от Забайкалья) с Владивостоком. В 1898 г. Россия арендовала у Китая на 25 лет Ляодунский полуостров и получила право держать здесь свои сухопутные и морские силы и строить военные укрепления. В Порт-Артуре началось возведение русской военно-морской крепости. Свои зоны влияния в этом регионе имели Англия, Германия, Франция. Слабый и отсталый Китай становится объектом колониальной экспансии великих держав, каждая из которых стремится захватить свой лакомый кусок. Китайцы ответили мощным восстанием (1899 г.), которое вошло в историю как восстание «боксеров» (общество «Ихэтуань» - «Кулак во имя справедливости и согласия»).

В 1901 г. объединенные силы США, Японии, Англии, Германии, Австро-Венгрии, Франции и России жестоко подавили восстание и наложили на Китай огромную контрибуцию. Россия с целью укрепления своего положения на Дальнем Востоке осуществила ряд мер для нормализации отношений с Китаем: отказалась от своей доли контрибуции, предоставила Китаю крупный заем. Взамен Россия потребовала от Китая гарантировать ее интересы в Маньчжурии, не предоставлять на ее территории концессии, аренды другим державам. Отношения с Японией обострялись. Япония не могла смириться с усилением российского влияния в Маньчжурии и Корее. В российском правительстве существовали разногласия по вопросу методов проведения дальневосточной политики. Министр финансов С.Ю. Витте выступал за союз и развитие экономических связей с Китаем. Такая позиция предполагала решение всех вопросов мирным путем, не прибегая к войне. Однако Николай II опирался на те силы в правительстве, которые выступали за наступательные действия России на Дальнем Востоке. Известен афоризм министра внутренних дел В.К. Плеве: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

Япония, заручившись поддержкой Англии, требовала вывода русских войск из Маньчжурии и признания своих исключительных прав на Корею. Россия отвечала уклончиво. В развязывании русско-японского военного конфликта, кроме Англии, были заинтересованы США и Германия, преследовавшие свои цели. Выходом из создавшегося положения могла быть политика мирных переговоров и взаимных уступок. Но события стали развиваться по другому сценарию. В российском правительстве верх одержала «партия войны». С.Ю. Витте был смещен с поста министра финансов.

В 1903 г. Япония потребовала от российского правительства подписать соглашение, по которому ей предоставлялось бы исключительное право «покровительства» Корее, а затем предъявила ультиматум о безоговорочном признании ее прав также и в Маньчжурии. Дорога к войне была открыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: