Вопросы для самопроверки. 1. Перечислите субъектов права законодательной инициативы

1. Перечислите субъектов права законодательной инициативы.

2. В какую палату парламента вносятся законопроекты?

3. Каков механизм регистрации законопроекта в Государственной Думе?

4. Каковы основания отклонения внесенных в Государственную Думу законопроектов?

5. Перечислите стадии законодательного процесса, в которых принимает участие Государственная Дума.

6. Сколько чтений законо­проекта предусмотрено при рассмотрении Государственной Думой?

7. В чем смысл каждого из существующих чтений в Государственной Думе?

8. Каковы формулы принятия Государственной Думой федерального и федерального конституционного законов?

9. Почему Государственная Дума не обладает правом отлагательного вето?

10. Каков механизм преодоления Государственной Думой отлагательного вето Совета Федерации?

11. Каков механизм преодоления отлагательного вето главы госу­дарства?

12. Укажите формулу вступления закона в силу.

13. Какие вопросы относятся к ведению Государственной Думы?

14. Каков порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению?

Глава 3
участие совета федерации
в законодательной деятельности
федерального собрания

§ 14. Реализация законодательных полномочий
Совета Федерации

Совет Федерации является верхней палатой, в нее не вносятся законопроекты. Совет Федерации работает с принятыми Государственной Думой законами, которые в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом в Совет Федерации направляются:

– постановление Государственной Думы о принятии федерального закона;

– стенограмма заседания Государственной Думы;

– документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу.

Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов РФ по этому федеральному закону.

Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, и вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Дополнительно поступившие из Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом. Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства и другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства РФ могут служить основанием для отклонения Советом Федерации указанных федеральных законов.

Установленный четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации. Если федеральный закон, подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в Совет Федерации менее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Совета Федерации, то он принимается к рассмотрению и не рассматривается на этом заседании палаты. Федеральный закон может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном заседании Совета Федерации.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации, либо заместитель Председателя Совета Федерации, по согласованию с председателями комитетов, комиссий Совета Федерации, определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот комитет, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений.

Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации вправе передать федеральный закон для подготовки заключения нескольким комитетам, комиссиям Совета Федерации, определив комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, и комитеты, комиссии Совета Федерации – соисполнители. Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.

Совет Федерации реализует интерес представительства субъектов РФ, поэтому предусмотрено обсуждение федерального закона в субъектах РФ. Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах РФ и, при наличии замечаний по федеральному закону, направить их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение. Предварительное рассмотрение комитетом, комиссией Совета Федерации принятого Государственной Думой федерального закона происходит открыто. Комитет, комиссия может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации. При рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам Общественной палаты РФ, уполномоченным советом Общественной палаты РФ, предоставляется слово для выступления. Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии Совета Федерации.

Если федеральный закон направлен нескольким комитетам Совета Федерации для подготовки заключения, то комитет-соисполнитель представляет свое заключение в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, как правило, до начала заседания этого комитета. В комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не позднее чем за 24 часа до начала заседания комитета представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому закону.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение закона, должен указать в заключении, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон обязательному рассмотрению в Совете Федерации. При рассмотрении федеральных законов, относящихся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в заключении должна быть указана обобщенная позиция по рассматриваемому федеральному закону органов государственной власти субъектов РФ, принявших соответствующие решения и направивших их в Совет Федерации.

В заключении Комитета Совета Федерации:

– должна содержаться информация о принятых или отклоненных Государственной Думой поправках Совета Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона;

– указываются рекомендации Совета законодателей по рассматриваемому федеральному закону;

– дается оценка рассматриваемого федерального закона и формулируется одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. При этом излагаются мотивы, по которым комитет, комиссия палаты считает необходимым его отклонить.

Заключение комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение закона, представляется Председателю Совета Федерации.

Рассмотрение принятого Государственной Думой закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения ответственного комитета проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом, комиссией палаты. С содокладом по федеральному закону может выступить председатель или заместитель председателя либо по поручению комитета член комитета Совета Федерации, которому было передано для подготовки заключение. В случае поступления официального отзыва Правительства РФ о рассматриваемом Советом Федерации федеральном законе слово для его оглашения может быть предоставлено представителю Правительства РФ. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону представляется членам Совета Федерации в письменной форме.

На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы рассматриваемого федерального закона. Членам Общественной палаты РФ, уполномоченным советом Общественной палаты РФ, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, в случае если:

– федеральный закон регулирует вопросы, указанные в законе «Об Общественной палате Российской Федерации»;

– федеральный закон содержит нормы, предусматривающие основания, порядок, условия предоставления отдельным категориям граждан РФ мер социальной поддержки, для реализации которых необходимо принятие правовых актов Правительства РФ.

После выступления представителя Правительства РФ Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. При рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона после оглашения заключения ответственного комитета Совета Федерации, слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента РФ или официальному представителю Правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации этого федерального закона.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации. По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания Государственной Думы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства РФ, заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления Совета Федерации, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, то председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением палаты.

Отметим особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации. В случае если четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то палата вправе принять одно из следующих решений:

а) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации [163];

б) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание палаты для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов, комиссий Совета Федерации имеются замечания.

Совет Федерации вправе отклонить закон, тогда в постановлении Совета Федерации об отклонении, принятого Государственной Думой федерального закона, могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) поручение ответственному комитету Совета Федерации и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации.

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации, с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между палатами. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу. Председатель Совета Федерации может проинформировать о мотивах отклонения федерального закона Советом Федерации Президента РФ.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту РФ для подписания и опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума. Одобренный Советом Федерации без рассмотрения закон по истечении четырнадцатидневного срока, Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем Государственная Дума уведомляется.

Преодоление отлагательного вето главы государства. Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ и одобренный Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, направляется в Совет Федерации.

Вместе с текстом федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, в Совет Федерации направляются письмо Президента РФ, постановление Государственной Думы о повторном рассмотрении федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, на котором повторно рассматривался отклоненный Президентом РФ федеральный закон, заключение комитета Государственной Думы на письмо Президента РФ.

Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ и одобренный Государственной Думой в ранее принятой редакции, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется Председателем Совета Федерации в Комитет Совета Федерации, который ранее давал по нему заключение, а также членам Совета Федерации.

До одобрения Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции отклоненного Президентом РФ федерального закона Совет Федерации может принять предложение Государственной Думы о направлении представителей Совета Федерации для работы в специальной комиссии.

Комитет Совета Федерации, который ранее давал заключение по федеральному закону, отклоненному затем Президентом РФ, рассматривает высказанные в письме Президента РФ замечания, а также текст федерального закона, одобренного Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему повторное заключение. Если ранее заключение по федеральному закону готовили несколько комитетов Совета Федерации, то повторное заключение готовится теми же комитетами.

Вопрос о повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, включается в проект повестки дня заседания Совета Федерации. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе:

а) поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции без обсуждения;

б) провести обсуждение федерального закона.

По результатам рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание палаты. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, то председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то этот федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, он считается одобренным Советом Федерации в ранее принятой редакции, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов палаты. Если при повторном рассмотрении указанного федерального закона за его одобрение проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, то федеральный закон считается отклоненным палатой.

Решение Совета Федерации об отклонении или одобрении в ранее принятой редакции федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, оформляется постановлением Совета Федерации. Федеральный закон, одобренный Советом Федерации и Государственной Думой в ранее принятой редакции, и постановление Совета Федерации о его одобрении в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Постановление Совета Федерации об отклонении указанного федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

Особенности одобрения федерального конституционного закона Советом Федерации. Одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. Вместе с одобренным Государственной Думой федеральным конституционным законом в Совет Федерации также направляются:

– постановление Государственной Думы об одобрении федерального конституционного закона;

– стенограмма заседания Государственной Думы;

– документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу.

Если федеральный конституционный закон предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, то в Совет Федерации должно быть направлено соответствующее заключение Правительства РФ. Отсутствие указанного заключения может служить основанием для отклонения федерального конституционного закона.

Поступивший из Государственной Думы федеральный конституционный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Дополнительно поступившие из Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный конституционный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с федеральным конституционным законом.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального конституционного закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению первым заместителем Председателя Совета Федерации, либо заместителем Председателя Совета Федерации. Председатель палаты вправе передать федеральный конституционный закон нескольким комитетам, комиссиям Совета Федерации, определив комитет, ответственный за рассмотрение федерального конституционного закона. Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального конституционного закона в субъектах РФ и, при наличии замечаний, направить их в ответственный комитет палаты.

Подготовка заключения ответственного комитета Совета Федерации производится в порядке, установленном Регламентом для федеральных законов. Официальный отзыв Правительства РФ о рассматриваемом Советом Федерации федеральном конституционном законе подлежит оглашению или распространению на заседании комитета палаты.

Ответственный комитет Совета Федерации вправе принять одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой.

Рассмотрение одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения ответственного комитета Совета Федерации и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом, комиссией палаты. В случае поступления официального отзыва Правительства РФ о рассматриваемом Советом Федерации федеральном конституционном законе слово для его оглашения может быть предоставлено представителю Правительства РФ. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному конституционному закону представляется членам Совета Федерации в письменной форме.

На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы рассматриваемого федерального конституционного закона.

После выступления докладчика от ответственного комитета Совета Федерации слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента РФ или официальному представителю Правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ вопроса об этом федеральном конституционном законе. Членам Общественной палаты РФ, уполномоченным советом Общественной палаты РФ, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального конституционного закона, являвшегося объектом общественной экспертизы.

По результатам рассмотрения одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении. Одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее чем три четверти от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального конституционного закона оформляется постановлением Совета Федерации. Одобренный Государственной Думой и Советом Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, о чем указывается в том же постановлении Совета Федерации. Одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального конституционного закона также оформляется постановлением Совета Федерации.

В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального конституционного закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание палаты. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, то председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального конституционного закона. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении федерального конституционного закона его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального конституционного закона.

В постановлении Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона могут содержаться:

а) перечень разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц этого федерального конституционного закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) обоснование решения об отклонении федерального конституционного закона;

в) предложение Государственной Думе согласовать способ и процедуру преодоления разногласий.

Постановление Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона может содержать предлагаемую Советом Федерации редакцию структурных единиц федерального конституционного закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между палатами. Постановление Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона вместе с федеральным конституционным законом направляется в Государственную Думу в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Принятый федеральный конституционный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Для преодоления возникших разногласий в связи с отклонением Советом Федерации одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона может быть создана согласительная комиссия.

Рассмотрение советом федерации конституционных поправок. Конституция РФ закрепляет обязательность рассмотрения в Совете Федерации проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ. [164] Одобренный Государственной Думой проект закона РФ о конституционной поправке регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации направляет одобренный Государственной Думой проект закона РФ о конституционной поправке в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству. Председатель Совета Федерации вправе передать проект закона РФ о конституционной поправке нескольким комитетам Совета Федерации, определив среди них ответственный комитет.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству обобщает предложения комитетов, комиссий Совета Федерации по проекту закона о конституционной поправке и готовит заключение в порядке, установленном Регламентом для федеральных законов.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству вправе принять одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить проект закона о конституционной поправке, одобренный Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить проект закона о конституционной поправке, одобренный Государственной Думой.

Рассмотрение одобренного Государственной Думой проекта закона о конституционной поправке на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и проекта постановления Совета Федерации, внесенного указанным комитетом. На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы проекта закона о конституционной поправке.

По результатам обсуждения проекта закона о конституционной поправке председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении. Закон РФ о конституционной поправке считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее чем три четверти от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный Государственной Думой проект закона о конституционной поправке считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации об одобрении или отклонении проекта закона о конституционной поправке оформляется постановлением Совета Федерации.

При отклонении Советом Федерации одобренного Государственной Думой проекта закона о конституционной поправке Совет Федерации может принять постановление, в котором содержится предложение Государственной Думе создать согласительную комиссию. Постановление Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой проекта закона о конституционной поправке может содержать предлагаемую Советом Федерации редакцию разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия. Постановление Совета Федерации вместе с проектом закона о конституционной поправке Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия Советом Федерации закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, которое должно содержать:

– сообщение о принятии закона о конституционной поправке;

– текст закона о конституционной поправке, с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации;

– информацию об условиях вступления в силу принятого закона о конституционной поправке и о порядке рассмотрения принятого закона о конституционной поправке законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, с указанием предельного срока направления в Совет Федерации постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ о результатах рассмотрения закона о конституционной поправке.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона о конституционной поправке направляет его в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для рассмотрения. Предусмотрен учет данных о рассмотрении закона о конституционной поправке законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, который ведет Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству.

Закон о конституционной поправке считается одобренным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, если этот орган одобрил его в целом, без предложений о внесении в него изменений и дополнений, и направил соответствующее постановление в Совет Федерации в установленный срок.[165]

Вопрос об установлении результатов рассмотрения закона о конституционной поправке законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ включается без обсуждения и голосования в повестку дня заседания Совета Федерации, следующего за днем истечения срока этого рассмотрения. На заседании Совета Федерации оглашается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству о результатах рассмотрения закона о конституционной поправке законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, которое принимается к сведению и оформляется постановлением Совета Федерации.

Проект указанного постановления Совета Федерации должен содержать следующие сведения:

– наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, который одобрил закон РФ о конституционной поправке;

– дату принятия, номер постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о законе РФ о конституционной поправке;

– общее число законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, которые одобрили закон РФ о конституционной поправке;

– результаты рассмотрения – одобрен или не одобрен закон РФ о конституционной поправке законодательными (представительными) органами государственной власти в количестве не менее чем две трети субъектов РФ.

Постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ закона РФ о конституционной поправке незамедлительно направляется Президенту РФ и в законодательные (представительные) органы субъектов РФ. В случае если закон о конституционной поправке не получит одобрения законодательных (представительных) органов государственной власти менее чем две трети от общего числа субъектов РФ, то процедура рассмотрения этого закона прекращается.

Допускается обжалование постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона о конституционной поправке законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Если постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона о конституционной поправке законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ обжаловано в установленном порядке[166], то закон о конституционной поправке Председателем Совета Федерации не направляется Президенту РФ для подписания и опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ, требующего пересмотра указанного постановления Совета Федерации, палата на своем очередном заседании повторно рассматривает этот вопрос.[167]

Закон о конституционной поправке, одобренный законодательными (представительными) органами государственной власти, составившими не менее чем две трети субъектов РФ, в семидневный срок со дня установления результатов его рассмотрения законодательными органами государственной власти субъектов РФ Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

§ 15. Реализация Советом Федерации права
Законодательной инициативы

Право законодательной инициативы осуществляется Советом Федерации в форме внесения в Государственную Думу:

– проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов;

– законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы РСФСР, законы РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы о признании утратившими силу актов законодательства РСФСР, РФ либо законопроектов о признании недействующими на территории РФ, либо законопроектов о признании недействующими на территории РФ актов законодательства СССР;

– поправок к законопроектам.

Указанные законопроекты могут вноситься в Государственную Думу совместно с законодательным органом государственной власти субъекта РФ (консолидированные законодательные инициативы).

Программа законопроектной работы Совета Федерации утверждается постановлением Совета Федерации. Программа законопроектной работы Совета Федерации может предусматривать анализ и оценку правоприменительной практики по утверждаемым Советом палаты планам и поручениям. Законопроект, поправка к законопроекту, разработанные в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации, могут вноситься на рассмотрение палаты комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации.

Законодательная инициатива, подготовленная для внесения на рассмотрение палаты вместе с документами, не позднее чем за 20 дней до начала заседания Совета Федерации, направляется инициатором законодательной инициативы для подготовки заключений в комитет или комиссию, к ведению которых относится предмет законодательной инициативы, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для проведения правовой и лингвистической экспертиз. Заключения комитетов палаты, результаты правовой и лингвистической экспертиз представляются инициатору законодательной инициативы не позднее чем за 72 часа до начала заседания Совета Федерации. Законодательная инициатива может быть внесена на рассмотрение Совета Федерации только при наличии заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации.

Член Совета Федерации реализует право законодательной инициативы самостоятельно в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам.

Текст законодательной инициативы члена Совета Федерации, пояснительная записка к законодательной инициативе члена Совета Федерации, финансово-экономическое обоснование, перечень актов законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, действие которых должно быть приостановлено в связи с принятием закона, готовятся непосредственно членом палаты.

Проект консолидированной законодательной инициативы вносится на рассмотрение Совета Федерации комитетом Совета Федерации, ответственным за его подготовку, который направляет подготовленный проект в комитеты Совета Федерации, к ведению которых относится проект консолидированной законодательной инициативы, для подготовки замечаний и предложений, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для проведения экспертиз. Проект консолидированной законодательной инициативы, подготовленной для внесения на рассмотрение палаты, вместе с документами, не позднее чем за 30 дней до заседания Совета Федерации, направляется ответственным комитетом Совета Федерации в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для рассмотрения и принятия решения о внесении консолидированной законодательной инициативы в Государственную Думу совместно с Советом Федерации. Проект консолидированной законодательной инициативы может быть внесен на рассмотрение Совета Федерации только при наличии решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о совместном с Советом Федерации внесении консолидированной законодательной инициативы в Государственную Думу.

В текст законопроекта, который предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации Советом Федерации права законодательной инициативы, включаются в качестве заключительных следующие положения:[168]

а) о сроках и порядке вступления в силу закона РФ о конституционной поправке, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;

б) о признании утратившими силу, об отмене, о приостановлении действия или о признании недействующими ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием нового закона;

На рассмотрение Совета Федерации вместе с текстом законопроекта, разработанного в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации, представляются следующие документы:

а) обоснование необходимости принятия этого законопроекта, включающее его развернутую характеристику, цели и основные положения, его место в системе законодательства РФ, финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных финансовых, материальных и иных затрат), а также прогноз социально-экономических и политических последствий его принятия. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение палаты только при наличии заключения Правительства РФ;

б) перечень актов законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, действие которых должно быть приостановлено в связи с принятием этого закона, а также предложения о разработке нормативных правовых актов, которые необходимо принять для его реализации;

в) официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ в случае внесения в проект федерального закона изменений в УК РФ;

г) заключение Правительства РФ и решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ в случае внесения проекта федерального закона о перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, или проекта федерального закона о внесении изменений в соответствующий федеральный закон, устанавливающий такой перечень;

д) документы, перечисленные в ст.9.7 Федерального закона «О техническом регулировании», если внесён проект федерального закона о техническом регламенте.

При внесении проекта консолидированной законодательной инициативы на рассмотрение Совета Федерации вместе с документами представляется решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ о совместном с Советом Федерации его внесении в Государственную Думу. На рассмотрение Совета Федерации вместе с текстом поправки к законопроекту, разработанной в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации, инициатором поправки представляются следующие документы:

а) обоснование необходимости принятия этой поправки, ее цели, финансово-экономическое обоснование (в случае внесения поправки, реализация которой потребует дополнительных финансовых, материальных и иных затрат), а также прогноз социально-экономических и политических последствий ее принятия;

б) перечень актов законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, действие которых должно быть приостановлено в связи с принятием этой поправки, а также предложения о разработке нормативных правовых актов, которые необходимо принять для ее реализации.

При оформлении законопроектов и поправок к ним должны учитываться также другие требования к их подготовке, установленные законодательством РФ.

Рассмотрение на заседании Совета Федерации законодательной инициативы Совета Федерации начинается с доклада одного из ее инициаторов. С содокладом выступает председатель или заместитель председателя либо по поручению соответствующего комитета член комитета, комиссии Совета Федерации. При наличии заключения Правительства РФ на законопроект или официального отзыва Правительства РФ о законопроекте слово для его оглашения предоставляется представителю Правительства РФ. Заключение на законопроект или официальный отзыв о законопроекте может не оглашаться на заседании Совета Федерации, если его текст был представлен членам Совета Федерации в письменной форме.

Рассмотрение на заседании Совета Федерации проекта консолидированной законодательной инициативы начинается с доклада председателя или заместителя председателя либо по поручению соответствующего комитета его члена, ответственного за его подготовку. С содокладом выступает представитель законодательного органа государственной власти субъекта РФ, совместно с которым консолидированная законодательная инициатива вносится в Государственную Думу. Слово для выступления может быть предоставлено другим представителям законодательных органов государственной власти субъектов РФ, совместно с которыми консолидированная законодательная инициатива вносится в Государственную Думу.

Постановление о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу и назначении представителя Совета Федерации при ее рассмотрении Государственной Думой принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, равным образом как и постановление об одобрении законопроекта в качестве консолидированной законодательной инициативы.

Законодательная инициатива, рассмотренная Советом Федерации, и постановление Совета Федерации по этому вопросу направляются в Государственную Думу. Одновременно в Государственную Думу направляются предусмотренные документы.[169]

Консолидированная законодательная инициатива направляется в Государственную Думу вместе с решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: