Кандидат может быть включен только в один федеральный список кандидатов

Федеральный список кандидатов и прилагаемые к нему документы принимаются ЦИК РФ вместе с заверенными уполномоченным представителем политической партии копиями документа, удостоверяющего личность кандидата, и документов, подтверждающих указанные в его заявлении согласие баллотироваться, сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а также о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии указанных документов представляются в отношении каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов. При представлении в ЦИК РФ федерального списка кандидатов и прилагаемых к нему документов уполномоченный представитель политической партии предъявляет также доверенности на уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам.

В семидневный срок ЦИК РФ рассматривает представленные документы. По результатам рассмотрения заверяет федеральный список кандидатов и выдает уполномоченному представителю политической партии копию заверенного федерального списка кандидатов либо отказывает в заверении указанного списка, о чем уполномоченному представителю политической партии выдается мотивированное решение. Отказ в заверении федерального списка кандидатов[20] может быть обжалован политической партией в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.

После представления федерального списка кандидатов в ЦИК РФ в состав данного списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидата по его личному заявлению, либо исключением кандидата политической партией из федерального списка кандидатов, либо смертью кандидата, либо исключением кандидата из федерального списка кандидатов на основании решения ЦИК РФ. Сведения о заверенных федеральных списках кандидатов и информацию об изменениях в них (в режиме «только чтение») ЦИК РФ размещает в сети Интернет.

Регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, который на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении федерального списка кандидатов, принятого политической партией. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.[21]

На выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собрать не менее 150 тысяч подписей. На выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей. При сборе подписей на выборах депутатов Государственной Думы как шестого, так и следующих созывов на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ, при этом подписи должны быть собраны не менее чем в половине субъектов РФ. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории РФ, то общее количество этих подписей не может составлять более 5 тысяч.

В случае проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы количество подписей избирателей, необходимое для регистрации федерального списка кандидатов, а также количество подписей, собираемых на территории каждого субъекта РФ, и количество подписей, собираемых за пределами территории РФ, сокращается вдвое.

Подписной лист – документ строгой отчетности, поэтому законодатель создал нормы, направленные на закрепление содержания этого документа. В подписном листе указываются:

1) дата голосования;

2) дата заверения федерального списка кандидатов ЦИК РФ;

3) наименование субъекта РФ, на территории которого осуществляется сбор подписей избирателей;

4) наименование политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов;

5) фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, а также трех кандидатов, возглавляющих региональную группу кандидатов, относящуюся к субъекту РФ, на территории которого осуществляется сбор подписей избирателей;

6) номер специального избирательного счета избирательного фонда политической партии, ее регионального отделения, с которого произведена оплата изготовления подписных листов, и тираж изготовленных подписных листов.

При наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, сведения об этом указываются в подписном листе. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда политической партии[22]. Оплата изготовления подписных листов должна быть произведена до начала сбора подписей.

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов и оформления подписных листов осуществляется по следующей процедуре. Политическая партия начинает сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов со дня оплаты изготовления подписных листов. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Политическая партия может заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Политическая партия обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в котором указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в списке удостоверяются нотариально.

Все расходы, связанные со сбором подписей избирателей, осуществляются только за счет средств избирательного фонда политической партии. Сбор подписей избирателей осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом.

Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, собирать подписи избирателей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат и при оказании благотворительной помощи.

Сбор подписей избирателей осуществляется посредством их внесения в подписные листы. При этом избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения разных федеральных списков кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же федерального списка кандидатов. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и уполномоченного представителя политической партии. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа уполномоченный представитель политической партии напротив фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и об уполномоченном представителе политической партии вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

По требованию избирателя лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, обязано предъявить копию федерального списка кандидатов, заверенного ЦИК РФ. После завершения сбора подписей избирателей уполномоченные представители политической партии подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту РФ, на территории которого осуществлялся сбор подписей, количество подписей избирателей, проживающих за пределами территории РФ, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается представителем политической партии.

Представление избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов предусматривает, что уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК РФ первый финансовый отчет политической партии и сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом из кандидатов из федерального списка кандидатов.

Если в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов осуществлялся сбор подписей избирателей, то для регистрации представляется следующее:

1) подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по субъектам РФ, на территориях которых осуществлялся сбор подписей избирателей, а также подписные листы с подписями избирателей, проживающих за пределами территории РФ, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по каждому иностранному государству, на территории которого осуществлялся сбор подписей. Должностное лицо соответствующего консульского учреждения РФ удостоверяет общее количество подписных листов в каждой папке, представленных лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. Количество подписей избирателей, содержащихся в представляемых в ЦИК РФ подписных листах, может превышать необходимое для регистрации федерального списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 5 %;

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде;

3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями;

4) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов[23].

Все документы для регистрации федерального списка кандидатов представляются в ЦИК РФ одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени. При приеме документов для регистрации федерального списка кандидатов ЦИК РФ выдает уполномоченному представителю политической партии документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом ЦИК РФ предварительно заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью – специальным штампом, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. ЦИК РФ не вправе ограничивать доступ уполномоченного представителя политической партии в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме представляемых для регистрации федерального списка кандидатов документов в случае, если эти документы доставлены надлежащим образом и в установленные сроки.

ЦИК РФ проверяет соблюдение требований Федерального закона при выдвижении каждого федерального списка кандидатов. В случае представления подписных листов ЦИК РФ проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформление подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. ЦИК РФ обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении ряда сведений, в течение 20 дней сообщить о результатах проверки[24]. ЦИК РФ доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные ими при выдвижении федерального списка кандидатов, в установленном ею объеме направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами о себе.

Для проверки соблюдения порядка выдвижения федеральных списков кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей ЦИК РФ может своим решением создавать рабочие группы из числа членов ЦИК РФ, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения РФ, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания сведений об избирателях и их подписях, которые содержатся в подписных листах, достоверными.

Проверке подлежит не менее 20% подписей избирателей от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого федерального списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки, т. е. жребия. При проведении выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица политических партий, представивших для регистрации выдвинутых ими федеральных списков кандидатов необходимое количество подписей избирателей. Выборка проводится в ЦИК РФ непосредственно после выдачи уполномоченному представителю политической партии документа, подтверждающего прием подписных листов. При проведении выборки и при проверке подписных листов могут присутствовать иные лица, направленные указанными политическими партиями.

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной, или недействительной. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта.

Недействительными считаются:

1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых находится за пределами территории соответствующего субъекта РФ;

2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии субъекта РФ;

3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, – на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке;

6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

7) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, или уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, или в дате внесения подписи указанным лицом или уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

8) подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;

9) подписи избирателей, собранные с нарушением требований;

10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, – на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке;

11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований;

12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список.

Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписном листе, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписном листе, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе до приема подписных листов ЦИК РФ. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же федерального списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

При обнаружении в подписном листе заполненной строки, не соответствующей требованиям, не учитывается только подпись в данной строке. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной[25]. Если количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 % и более от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 % подписей от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей избирателей. Если суммарное количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 % и более от общего количества подписей, подлежащих проверке, то дальнейшая проверка подписных листов прекращается и федеральный список кандидатов не регистрируется.

Федеральный список кандидатов не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными или недействительными, недостаточно для регистрации.

По окончании проверки подписных листов по каждому федеральному списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается членом ЦИК РФ с правом решающего голоса и представляется в ЦИК РФ для принятия ею решения о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в регистрации федерального списка кандидатов. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению ЦИК РФ о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в регистрации федерального списка кандидатов. Внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю политической партии не позднее чем за двое суток до заседания ЦИК РФ, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации федерального списка кандидатов либо если количество недостоверных или недействительных подписей составило 5 % и более от общего количества подписей, отобранных для проверки, то уполномоченный представитель политической партии вправе получить в ЦИК РФ одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.

Повторная проверка подписных листов после принятия ЦИК РФ
решения о регистрации либо об отказе в регистрации федерального списка кандидатов может быть осуществлена только Верховным
Судом РФ[26] и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований к оформлению документов, представленных в ЦИК РФ[27], ЦИК РФ не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, выдвинутых ею в составе федерального списка кандидатов, а также в иные документы, представленные в ЦИК РФ в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями, в том числе к их оформлению. Политическая партия вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона.[28]

Регистрация федерального списка кандидатов осуществляется ЦИК РФ. Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. В решении о регистрации федерального списка кандидатов указываются дата и время регистрации. В случае принятия решения об отказе в регистрации федерального списка кандидатов ЦИК РФ обязана в течение суток с момента принятия данного решения выдать уполномоченному представителю политичес­кой партии копию решения с изложением оснований отказа.

Основаниями отказа являются:

1) несоблюдение требований при выдвижении федерального списка кандидатов[29];

2) неполный перечень представленных документов[30] или наличие на день, предшествующий дню заседания ЦИК РФ, посвященных вопросу регистрации федерального списка кандидатов, ненадлежащим образом оформленных документов[31];

3) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации федерального списка кандидатов, более 10% подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен;

4) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации федерального списка кандидатов, либо выявление 5 % и более недостоверных или недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки[32];

5) подкуп избирателей[33];

6) несоздание партией своего избирательного фонда[34];

7) использование политической партией при финансировании своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений, иных денежных средств, составляющих более 5 % от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

8) превышение политической партией при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 % установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

9) превышение числа кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению политической партии (за исключением случаев выбытия кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению ЦИК РФ более чем на 25 % от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов;

10) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии преимуществ должностного или служебного положения;

11) выбытие кандидатов, в результате этого в федеральном списке число региональных групп кандидатов окажется менее 80[35].

ЦИК РФ вправе исключить кандидата из федерального списка кандидатов в следующих случаях:

1) при отсутствии у кандидата пассивного избирательного права;

2) неуказании кандидатом сведений об имеющейся у него неснятой и непогашенной судимости;[36]

3) установлении судом факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений;[37]

4) неоднократном использовании кандидатом преимуществ должностного или служебного положения;

5) наличии факта регистрации кандидата в другом федеральном списке кандидатов;

6) наличии в федеральном списке кандидатов, выдвинутых политической партией, или кандидата, являющегося членом иной партии;

7) отсутствии необходимых документов среди документов, представленных в ЦИК РФ.

В случае отказа в регистрации федерального списка кандидатов его повторное выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства РФ о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, ЦИК РФ направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности. Решение ЦИК РФ о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который рассматривает жалобу в течение пяти дней со дня ее поступления.

После регистрации федерального списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает статус зарегистрированного кандидата, о чем свидетельствует выданное удостоверение.

Зарегистрированные федеральные списки кандидатов вместе со сведениями о включенных в них зарегистрированных кандидатов ЦИК РФ не позднее чем через 48 часов после регистрации указанных списков передаются представителям средств массовой информации.[38] Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в своих помещениях информацию о зарегистрированных федеральных списках кандидатов и зарегистрированных кандидатах. Таким же образом размещается информация об отмене регистрации зарегистрированных федеральных списков кандидатов, о выбытии кандидатов из зарегистрированных федеральных списков кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах и политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, размещаются в той же последовательности, что и в избирательном бюллетене. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, то голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению ЦИК РФ откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Особую роль законодатель усматривает в деятельности доверенных лиц политических партий. Дело в том, что политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются ЦИК РФ в течение трех дней со дня поступления письменного представления политической партии о назначении доверенных лиц вместе с заявлением самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, но не ранее принятия решения о заверении федерального списка кандидатов, выдвинутого соответствующей политической партией. В представлении о назначении доверенных лиц указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность, адрес места жительства каждого доверенного лица.

Доверенными лицами не могут быть граждане РФ, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска) в ЦИК РФ. Доверенные лица получают в ЦИК РФ удостоверения. Причем, работодатель обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий.

Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя. Политические партии, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом ЦИК РФ, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, вернув в ЦИК РФ выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившую его политическую партию.

Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации ЦИК РФ и заканчиваются с утратой своего статуса всеми кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, назначившей доверенных лиц, не позднее дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, а если по жалобам, поданным на нарушения требований федерального закона, ведется судебное разбирательство, – не позднее дня вступления в законную силу решения суда.

Регистрация доверенного лица аннулируется ЦИК РФ в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом доверенного лица. О принятом решении соответствующая политическая партия уведомляется в трехдневный срок со дня принятия решения.

Пассивное избирательное право не может рассматриваться в виде обязанности, поэтому предусмотрена процедура выбытия кандидатов и отзыв федеральных списков кандидатов Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы в составе федерального списка кандидатов, в который он включен, подав письменное заявление в ЦИК РФ. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании этого заявления ЦИК РФ не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования в течение суток исключает кандидата из соответствующего федерального списка кандидатов.

Политическая партия вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в ЦИК РФ. Указанное заявление также не подлежит отзыву. Политическая партия вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, зарегистрированного ЦИК РФ не позднее чем за 15 дней до дня голосования[39].

Не допускается дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов, равно как и их перемещение в указанном списке, за исключением случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов.

Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных федеральных списков кандидатов, то голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению ЦИК РФ откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Если вышеописанная ситуация возникла в результате отзыва политической партией без вынуждающих к тому обстоятельств зарегистрированного федерального списка кандидатов либо отмены судом регистрации федерального списка кандидатов, либо аннулирования регистрации федерального списка кандидатов, расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, взыскиваются с соответствующей политической партии.

Обстоятельства, требующие кандидата или политическую партию поступать таким образом, различны. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы, понимаются:

– замещение им должности, предусмотренной Конституцией РФ;

– признание его судом недееспособным или ограничение его судом в дееспособности;

– тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников.

Под обстоятельствами, вынуждающими политическую партию отозвать федеральный список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам, в том числе в связи со смертью, кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, или более чем 25 % кандидатов из федерального списка кандидатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: