Виды внешнеторговых цен

В рамках мировых цен выделяют базисные внешнеторговые цены, контрактные цены, а также реаль­ные экспортные и импортные цены.

1. Базисные внешнеторговые цены - это цены, наиболее точно отражающие уровни и динамику мировых цен на период, пред­шествующий сделке. Эти цены используются для проведения ана­лиза, предшествующего заключению контракта, который включает в себя сбор и анализ информации о текущих ценах мирового рынка. В качестве информационной базы могут рассматриваться биржевые котировки, цены аукционов и торгов, справочные цены, прейскуранты.

2. Контрактные внешнеторговые цены — это цены, фиксируемые в конкретном международном контракте. Как и базисные цены, они объективно отражают конъюнктуру рынка, но в отличие от базисных, получить информацию о них значительно сложнее, поскольку часто являются коммерческой тайной. Контрактные цены привязаны к специфическим условиям конкретных сделок: качественным характеристикам товара, объемам, условиям, срокам его поставки, условиям платежа, что необходимо учитывать при работе с этими ценами.

3. Реальные экспортные и импортные цены это фактические продажные или покупные цены, полученные в результате испол­нения контракта. Они могут отличаться от цены контракта на раз­мер согласованных сторонами надбавок и скидок, отражающих конкретные условия исполнения контракта. Основными особенностями экспортной калькуляции цен, по сравнению с внутренней, является наличие дополнительных расходов по сбыту, которые включают комиссионное вознаграждение продавцов и представителей, таможенные расходы, транспортные расходы, расходы по международному страхованию, расходы по упаковке, ориентированной на зарубежного покупателя, расходы по получению международных сертификатов, по оформлению международных контрактов и т.д[29].

Цены мирового рынка, так же как и национальные цены, могут испытывать различную степень воздействия со стороны функционирующих на мировом рынке экономических субъектов. По степени регулируемо­стисо стороны участников рынка можно выделить три категории цен:

1. Свободные рыночные цены.

Основная часть цен мирового рынка относится к категории сво­бодных рыночных цен, складывающихся на рынке в результате взаи­модействия спроса и предложения. В зависимости от структуры рын­ка рыночные цены могут обладать монопольным, олигопольным или конкурентным характером. На рынке высокой конкурен­ции, где конкурирует большое число экспор­теров из разных стран цены обычно наи­более низкие и подвержены достаточно частым колебаниям вслед за изменениями конъюнктуры рынка.

На рынках, где доминируют несколько крупных компаний, контролирующих большую часть рынка и имеющих возможность координировать (явно или тайно) свои рыночные действия, цены характеризуются определенной стабильностью и ока­зываются выше, чем в конкурентных условиях. Хотя в условиях миро­вого рынка координация протекает более сложно, чем в рамках национальных рынков, тем не менее, она возможна, особенно если на рынке действуют транснациональные кор­порации. Среди мировых рынков немало таких, где ведущие позиции занимают лишь несколько компаний. Но участники олигополии являются независимыми компаниями, продолжающими конкурировать друг с дру­гом, что сдерживает цены от чрезмерного повышения. В условиях монополии компания практически полностью кон­тролирует рынок и обладает наибольшей властью.

2. Регулируе­мые цены.

Это цены, регулируемые государственными и монополистическими межгосударственными организациями стран-экспортеров или импортеров той или иной продукции. В 70-е годы, например, было образовано более 20 различных межгосударственных ассоциаций, в которые вошли, прежде всего, развивающиеся страны — производители и экспортеры сырьевой продукции. Важнейшей целью таких организаций было влияние на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров в выгодном для себя направлении[30].

К этой же категории «регулируемых» цен можно отнести и цены, используемые в торговле между странами, входящими в определенные экономические союзы, регулируемые государственными экономическими соглашениями, затрагивающими либо цены, либо условия торговли[31].

3. Трансфертные цены.

Трансфертные цены используются при поставках продукции внутри компании между ее филиалами или отделениями, расположенными на территории разных стран, например, при поставках в рамках ТНК. Эти цены носят расчетный характер и отражают интересы фирмы, а не конъюнктуры рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: