В рамках мировых цен выделяют базисные внешнеторговые цены, контрактные цены, а также реальные экспортные и импортные цены.
1. Базисные внешнеторговые цены - это цены, наиболее точно отражающие уровни и динамику мировых цен на период, предшествующий сделке. Эти цены используются для проведения анализа, предшествующего заключению контракта, который включает в себя сбор и анализ информации о текущих ценах мирового рынка. В качестве информационной базы могут рассматриваться биржевые котировки, цены аукционов и торгов, справочные цены, прейскуранты.
2. Контрактные внешнеторговые цены — это цены, фиксируемые в конкретном международном контракте. Как и базисные цены, они объективно отражают конъюнктуру рынка, но в отличие от базисных, получить информацию о них значительно сложнее, поскольку часто являются коммерческой тайной. Контрактные цены привязаны к специфическим условиям конкретных сделок: качественным характеристикам товара, объемам, условиям, срокам его поставки, условиям платежа, что необходимо учитывать при работе с этими ценами.
|
|
3. Реальные экспортные и импортные цены — это фактические продажные или покупные цены, полученные в результате исполнения контракта. Они могут отличаться от цены контракта на размер согласованных сторонами надбавок и скидок, отражающих конкретные условия исполнения контракта. Основными особенностями экспортной калькуляции цен, по сравнению с внутренней, является наличие дополнительных расходов по сбыту, которые включают комиссионное вознаграждение продавцов и представителей, таможенные расходы, транспортные расходы, расходы по международному страхованию, расходы по упаковке, ориентированной на зарубежного покупателя, расходы по получению международных сертификатов, по оформлению международных контрактов и т.д[29].
Цены мирового рынка, так же как и национальные цены, могут испытывать различную степень воздействия со стороны функционирующих на мировом рынке экономических субъектов. По степени регулируемостисо стороны участников рынка можно выделить три категории цен:
1. Свободные рыночные цены.
Основная часть цен мирового рынка относится к категории свободных рыночных цен, складывающихся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. В зависимости от структуры рынка рыночные цены могут обладать монопольным, олигопольным или конкурентным характером. На рынке высокой конкуренции, где конкурирует большое число экспортеров из разных стран цены обычно наиболее низкие и подвержены достаточно частым колебаниям вслед за изменениями конъюнктуры рынка.
|
|
На рынках, где доминируют несколько крупных компаний, контролирующих большую часть рынка и имеющих возможность координировать (явно или тайно) свои рыночные действия, цены характеризуются определенной стабильностью и оказываются выше, чем в конкурентных условиях. Хотя в условиях мирового рынка координация протекает более сложно, чем в рамках национальных рынков, тем не менее, она возможна, особенно если на рынке действуют транснациональные корпорации. Среди мировых рынков немало таких, где ведущие позиции занимают лишь несколько компаний. Но участники олигополии являются независимыми компаниями, продолжающими конкурировать друг с другом, что сдерживает цены от чрезмерного повышения. В условиях монополии компания практически полностью контролирует рынок и обладает наибольшей властью.
2. Регулируемые цены.
Это цены, регулируемые государственными и монополистическими межгосударственными организациями стран-экспортеров или импортеров той или иной продукции. В 70-е годы, например, было образовано более 20 различных межгосударственных ассоциаций, в которые вошли, прежде всего, развивающиеся страны — производители и экспортеры сырьевой продукции. Важнейшей целью таких организаций было влияние на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров в выгодном для себя направлении[30].
К этой же категории «регулируемых» цен можно отнести и цены, используемые в торговле между странами, входящими в определенные экономические союзы, регулируемые государственными экономическими соглашениями, затрагивающими либо цены, либо условия торговли[31].
3. Трансфертные цены.
Трансфертные цены используются при поставках продукции внутри компании между ее филиалами или отделениями, расположенными на территории разных стран, например, при поставках в рамках ТНК. Эти цены носят расчетный характер и отражают интересы фирмы, а не конъюнктуры рынка.