Методы формирования внешнеторговых цен

При формировании внешнеторговых цен продавец – экспортер заинтересован в продаже товара по более высокой цене, что сопровождается ростом его прибыли, а покупатель - импортер стремится к снижению цены закупаемого товара, сокращая тем самым свои расходы. Следовательно, переговоры по контрактной цене ведутся в рамках определенного диапазона цен, нижняя граница которого определяется интересами продавца, а верхняя — интересами покупателя, следовательно, уровень контрактной цены может значительно варьироваться.

В анализе цен применяются сравнительный и расчетный подходы:

I. Сравнительный подход предполагает анализ базисных внешнеторговых цен. Применять его стоит при наличии достаточного объема ценовой информации, которую можно систематизировать, обобщить, и сделать достаточно обоснованный вывод о допустимом уровне цены сделки.

II. Расчетный подход применяется при недостатке или отсутствии информации о ценах. Тогда по специальным формулам рассчитывается возможный уровень цен с учетом существующих цен на аналогичные изделия, затрат на производство и других параметров. Из расчетных методовнаиболее часто используются методы удельной стоимости и приближенной калькуляции:

· Удельная стоимость — это стоимость технико-экономической единицы товара: единицы веса, мощности и т.д., это приближен­ный ценовой показатель, служащий для предварительного срав­нения и недостаточный для принятия окончательного решения о ценах. Он применяется главным образом для анализа цен на обо­рудование, которое имеет одну определяющую техническую ха­рактеристику[38].

· Метод приближенной калькуляции применяется, если по данному товару отсутствует информация о цене (напри­мер, это новый товар или первая сделка), а также для дополни­тельной проверки данных, полученных другими методами. Метод приближенной калькуляции — это определение стоимо­сти товара путем суммирования стоимостей составных элемен­тов: материалов, заработной платы, накладных расходов и др. Все это подсчитывается по среднемировой стоимости и суммируется. Понятно, что многие статьи такой калькуляции определяются только приблизительно, а потому при данном методе возможны значительные ошибки, и на него нельзя полагаться полностью.

При определении цен на экспортируемую продукцию, возможно использование различных методов формирования цены.

1. Затратный метод.

При затратном ценообразовании цены рассчитываются на базе собственных затрат экспортера по производству и реализации продукции. При этом может калькулироваться либо полная себестоимость, либо сумма прямых затрат. Добавляя к полученной сумме затрат некоторую величину прибыли, рассчитывают цену, по которой продукция может быть предложе­на на экспорт. При подсчете внешнеторговой цены обязательно учитываются меры по поддержке или ограничению экспорта со стороны государства: субсидии, налоговые льготы, таможенные пошлины. В зависимости от конъюнктуры мирового рынка полученная цена может быть скорректирована за счет использования системы ценовых скидок или надбавок. Ценообразование на базе полной себестоимости в условиях конкурентного рынка используется крупными компаниями—лидерами рынка, ТНК. Российские экспортеры редко применяют этот метод ценообразования, поскольку занимают на мировом рынке недостаточно сильные конкурентные позиции.

Если экспорт продукции не является основным направлением деятельности фирмы, а лишь дополняет поставку продукции на внутренний рынок, обеспечивая тем самым полную загрузку оборудования, то фирма определяя экспортной цены может использовать неполную себестоимость, учитывая только переменные затраты на производство продукции с добавлением маржинальной прибыли.

2. Ценностный метод.

Данный подход предполагает ориентацию на потребителя, на учет потребительской ценности товара и того экономического результата, который может быть получен потребителем от использования экспортируемой продукции. Данный метод наиболее часто используются по машинотехнической продукции, и предполагает сопоставление конкурирующих товаров с точки зрения эффективности их эксплуатации, например путем сравнения периодов окупаемости, годовых издержек по эксплуатации, общей величины расхо­дов на приобретение и эксплуатацию. В российской внешнеторговой практике такие методы оценки товаров на основе экономических показателей или эффективности эксплуата­ции пока используются крайне редко.

3. Метод установления цен на основе текущей мировой цены.

Метод состоит в установ­лении цены, по которой про­дукция реализуется другими экспортерами-конкурентами. На конкурентных рынках ориентируются на среднюю рыночную цену товаров данного рода, а на олигополистических рынках - на цены ведущих компаний или на ценового лидера. Этот метод определения экспортных цен ис­пользуется большинством фирм и стран в мировой торговле, включая российских экспортеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: