Культура. В сфере культуры наиболее отчетливо проявились свойственные хрущевской эпохе противоречия, когда идеологические послабления сменялись грубым

В сфере культуры наиболее отчетливо проявились свойственные хрущевской эпохе противоречия, когда идеологические послабления сменялись грубым администрированием, когда руководители партийных органов откровенно вторгались в процесс художественного творчества и научные поиски. Временная либерализация курса партии и государства в области культуры постепенно сменялась все более жесткой политикой в отношении творческой и научной интеллигенции и к концу десятилетия фактически была свернута.

Социально-экономические процессы в стране настоятельно требовали развития науки и образования. Произошла реорганизация Академии наук, в ее ведении остались только фундаментальные исследования, прикладная тематика передавалась в отдельные институты и лаборатории. С 1957 г. началось создание Сибирского отделения АН СССР (г. Новосибирск). Росло число научных учреждений. В 1956 г. под Москвой (г. Дубна) был создан объединенный институт ядерных исследований, в котором работали физики из социалистических стран. Началось производство советской вычислительной техники (с опозданием от Запада на 10-15 лет). В 1953 г. СССР изобрел водородную бомбу, в 1957 г. на космическую орбиту был выведен первый советский спутник, построен первый в мире атомный ледокол “Ленин”. В 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Радиовещание охватило всю страну. В 1958 г. число телевизоров достигло 3 миллиона (в 1953 г. – 200 тысяч). Научно-технические достижения “хрущевской перестройки” заложили основу для достижения в последующем военно-стратегического паритета в США.

В системе школьного образования в эти годы главным направлением являлось соединение обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. В 1955/1956 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам средней школы найти свое место в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Следующим шагом стала школьная реформа 1958 г. Вводилось всеобщее обязательное неполное 8-ми летнее образование (вместо 7-ми летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет. Школьники старших классов должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости школьники получали одновременно со свидетельством о приобретенной производственной специальности. Согласно реформе 1958 г., вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ создавалась единая сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) с унифицированными учебными программами и сроками обучения от 1 до 3 лет. Поступление в ВУЗ теперь полностью зависело от работы на производстве и обусловливалось не блестящими результатами в средней школе, а производственным стажем, общественным “лицом” и политическими критериями. Помимо этого, вузы должны были оставлять все большее число месту “трудящимся” и строить сложную систему посредствующих звеньев между предприятиями и учебными заведениями.

Реформа не дала ожидаемых результатов. Она вызвала всеобщее недовольство. Лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовался, лишь небольшой процент выпускников шел работать по специальности, полученной в школе. Значительно снижался уровень общеобразовательной подготовки. Идеологическая установка на коммунизм и стирание граней между умственным и физическим трудом на деле вылилась в кампанию “слияние школы и жизни”, ”жизни и науки”. Руководство предприятий столкнулось с текучестью кадров, было встревожено перспективой возрастающего беспорядка из-за наплыва рабочих-студентов или “транзитных” рабочих на пути в ВУЗ. В свою очередь приемные комиссии для поддержания уровня обучения старались фильтровать разнородную студенческую массу, поставляемую им реформой.

На практике, льготы для поступающих в вузы (производственный стаж не менее двух лет, демобилизованных) резко увеличили приток рабочей и сельской молодежи. В 1958/1959 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко вырос, составив в 1959 г. 39 % рабочих и 21 % колхозников с высшим специальным образованием.

В 1964 г. школа вновь стала десятилетней и обязательное производственное обучение в ней было отменено.

По данным ЮНЕСКО в 1960 г. СССР делил 2-3 место в мире по интеллектуальному потенциалу страны.

Либерализация благотворно повлияла на развитие духовной сферы. Особенно заметно оттепель проявилась в литературе и искусстве. Были реабилитированы репрессированные при Сталине деятели культуры, расширились рамки “дозволенного”, наблюдался расцвет публицистики, подготавливавший общественное сознание для крупных перемен. Были реабилитированы имена В.Э.Мейерхольда, И.Э.Бабеля, О.Э.Мандельштама. Стали вновь издаваться произведения А.А.Ахматовой и М.М.Зощенко. Появились новые литературно-художественные журналы: “Юность”, “Иностранная литература”, “Наш современник”, “Новый мир” и другие. Изменилась направленность художественных произведений. Главным стало стремление авторов показать жизнь такой, какая она есть, без лакировки, нарядной шумихи и прикрас, без надуманного героизма.

В конце 50-х гг. возник “самиздат”. Этим словом были названы машинописные журналы. Одним из первых таких журналов стал “Синтаксис”, в котором увидели свет произведения Ахмадулиной, Шаламова, Некрасова и других. На авансцену к началу 1960-х гг. вышло первое поколение диссидентов: Галансков, Буковский, Бакштейн, Кузнецов.

В то же время, за острые критические произведения писатели обвинялись в “очернительстве социалистической деятельности” (В. Дудинцев “Не хлебом единым”; Д. Гранин “Собственное мнение”, А. Яншин “Рычаги” и др.), погромной критике подвергались деятели искусства за произведения, не понравившиеся Хрущеву или партийным “руководителям культуры”. Сохранялись все ограничения, вытекавшие из принципа “партийности”.

Наглядным образом пределы десталинизации в отношениях между властью и интеллигенцией показало “дело Пастернака”. В 1955 г. Пастернак закончил роман “Доктор Живаго”, издан он был за границей. В 1958 г. писателю была присвоена Нобелевская премия. Чтобы избежать высылки из СССР, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В том же 1958 г. автор “Доктора Живаго” был исключен из Союза писателей.

Активизировались научные изыскания, особенно в отраслях, ранее сдерживаемых и даже запрещенных. Ряд советских ученых-естествоиспытателей (Ландау, Басов, Прохоров, Семенов) был удостоен за свои открытия Нобелевской премии. Определенный простор для своего развития получили гуманитарные науки. В исторической науке наметился постепенный отход от концепции “Краткого курса истории ВКП (б)”, пересматривалась роль Сталина в истории государства. При этом любое упоминание имени Сталина без критики запрещалось. В то же время формировался культ личности самого Хрущева.

Меняется к лучшему положение в кинематографе и театре. В 1959 г. в Москве состоялся первый международный кинофестиваль. Создан театр “Современник” из выпускников Школы-студии МХАТ под руководством О.Ефремова. Открывается в 1964 г. театр драмы и комедии на Таганке во главе с Ю.Любимовым.

В музыкальной жизни страны значительным явлением стали произведения Д.Шостаковича (симфонии), С.Прокофьева (опера “Война и мир”), А.Хачатуряна (балет “Спартак”) и другие.

Волюнтаристская склонность Хрущева к организационным перестройкам чуть было не проявилась и в сфере культуры: предполагалось ликвидировать Союз кинематографистов, был проект объединения в единую творческую организацию Союза писателей, композиторов и художников. В угоду собственному произволу Хрущев настоял на уходе с поста президента Академии наук выдающегося химика А.Н.Несмеянова, безоговорочно доверяя Т.Д.Лысенко. Грубое вмешательство Хрущева в культурную жизнь, навязывание своих вкусов и субъективных оценок оттолкнуло от него интеллигенцию. Очевидно, что, несмотря на несомненные позитивные сдвиги, авторитарная система продолжала жестко контролировать духовную сферу.

8. Выводы.

Т.о., к середине 1950-х гг. выяснилось, что прежняя административно-командная модель управления экономикой не позволила достичь уровня развитых капиталистических стран. СССР отставал в области новых технологий, более низким, чем на Западе, был уровень производительности труда в промышленности, медленными темпами развивалось сельское хозяйство. В погоне за высокими темпами развития производства мало внимания уделялось человеку, усиливалась стихийная миграция населения. Очередная попытка модернизации в СССР оказалось неудачной. Преобразования 1953-1964 гг. не получили импульса для дальнейшего развития. Причины и характер деформаций общественной системы не были поняты партией и обществом. Это обусловило грубые расчеты в определении перспектив развития страны и сказалось в последующий период (сер. 60-х – сер. 80-х гг.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: