Политическая система. За рассматриваемый период институты государственной власти не потерпели существенных изменений

За рассматриваемый период институты государственной власти не потерпели существенных изменений. По-прежнему высшим органом власти был Верховный Совет. Выборы в него проходили раз в пять лет, а сессии собирались ежегодно. Высшим, постоянно функционирующим органом государственной власти был Совет Министров СССР. Как и прежде, в основе управления страны основополагающим был принцип вертикальной связи, о формальной демократии свидетельствовали лишь формальные акты одобрения решений всех ветвей власти. С формально-юридической точки зрения множество важных норм демократии, направленных на укрепление законности, развитие самоуправления граждан, были закреплены в Конституции 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу ее была положена концепция “развитого социализма”. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась прежняя политическая основа государства – Советы (народных депутатов). Верховный Совет состоял из двух палат: Совет Союза и Совет национальностей. Ядром политической системы назывались Коммунистическая партия. Сохранились основные положения о национально-государственном устройстве СССР.

В 6-й статье Конституции СССР 1977 г. формально узаконивалось монопольное положение КПСС в политической системе как “руководящей и направляющей силы” советского общества, “ядра его политической системы”, государственных и общественных организаций.

В целом период 1965-1985 гг. был временем относительно медленной эволюции институтов высшей партийной и государственной власти в СССР в рамках существующего общественно-экономического строя. Этот этап в развитии советской системы в 90-е гг. был назван “застоем”, когда руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую систему в рамках государственного социализма и исключило возможность радикальных перемен в жизни общества.

Политическая система СССР 1965-1965 гг. сохраняет свою преемственность с властными институтами предшествующих десятилетий. Важнейшими аспектами этой преемственности было отрицание принципа разделения властей, парламентаризма, политический монополизм и превращение партийных структур в надгосударственные на всех уровнях управления обществом. Фактически партия сама превратилась в элемент государственной структуры.

В 1965-1985 гг. интенсивно росли ряды партии. В КПСС состоял весь бюрократический аппарат и значительная часть карьеристки настроенный интеллигенции. К сер. 80-х гг. в КПСС насчитывалось около 19 млн. членов и кандидатов (в 1966 г. –12,4 млн.). Исключение из партии автоматически влекло за собой снятие со всех руководящих постов. Рядовые члены партии были практически отстранены от решения насущных вопросов КПСС и страны. Рассмотрение их входило исключительно в компетенцию высших партийных органов.

Представительные органы в это двадцатилетие имели декоративное значение. Верховному Совету СССР подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов. В 1965-1985 гг. они выбирались и собирались на сессии регулярно, но так же, как и Верховный Совет, не решали каких либо конкретных дел.

Исполнительный аппарат продолжал законодательствовать, плодить бесчисленные инструкции и приказы. Он же фактически командовал и судом. К концу 70-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тысяч различных приказов, инструкций, других подзаконных актов, опутавших своими сетями хозяйственных руководителей.

В такой системе советской демократии именно процессы, происходившие в партии, во многом определяли общественное развитие страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: