Внешняя политика

Начиная с 60-х гг. страны Запада оказались в состоянии перманентных, сменяющих друг друга технологических переворотов. Прогресс этих и целого ряда ранее отсталых стран основывался на гибкой рыночной системе и на наукоемкой продукции. Контрастом этим динамичным процессам было развитие стран с нерыночной экономикой.

После Карибского кризиса в мире начался постепенный переход к разрядке напряженности.

Усиливавшееся стадиальное технологическое отставание стран советского блока “компенсировалось” наращиванием военно-космической мощи СССР, укреплением сплоченности социалистического лагеря, идеологической и геополитической экспансии в страны “третьего мира”.

В это двадцатилетие СССР решал три приоритетные задачи:

– устранение угрозы распада социалистического лагеря,

– нормализация отношений между Востоком и Западом,

– последовательное проведение политики поддержки “прогрессивных” движений и режимов во всем мире.

Реализация этих задач может быть проиллюстрирована тремя важнейшими событиями во внешней политике 1965-1985 гг.: советская интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение СССР в Афганистан.

Внешнеполитические задачи СССР нашли свое отражение в принятии XXIV съездом КПСС (март-апрель 1971 г.) Программе мира.

Считая, что противостояние двух политических систем исторически неизбежно, КПСС, и руководство, считало своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

СССР в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Они создавали соответствующую политическую атмосферу. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели лишь пропагандистский смысл.

В отношениях с ведущими капиталистическими странами мира противоречивая и непоследовательная политика на смягчение напряженности подкреплялась политиками экономического стимулирования путем, в частности, распродажи сырьевых ресурсов.

В 70-е гг. был достигнут несомненный прогресс в отношениях СССР и Запада. Начало разрядки было связано с переменой стиля отношений с ФРГ после прихода к власти социал-демократов во главе с В. Брандтом. Договор между СССР и ФРГ 1970 года привел к признанию Западной Германией послевоенных реалий в Европе. В 1971 г. было заключено четырехстороннее (СССР, США, Великобритания, Франция), соглашение по западному Берлину, закрепившее его особый статус как не принадлежащего ФРГ города. ФРГ превратилась в одного из главных внешнеторговых партнеров СССР.

Между СССР и США, достигших к 70-м гг. военно-стратегического паритета, было подписано соглашение (ОСВ-1, 1972 г.), устанавливавшее верхние пределы возможному количеству межконтинентальных баллистических ракет и ракет подводных лодок, а также ограничивавшее системы противоракетной обороны. В 1973 г. было подписано более 20 соглашений о сотрудничестве в разных сферах. В восемь раз за пять лет вырос товарооборот двух стран. Состоялись визиты президента Никсона (1972 г.) в Москву и Брежнева в США (1973 г.).

Летом 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на высшем уровне, где присутствовали руководители тридцати трех европейских стран, США и Канады. Участниками был подписан Заключительный акт Совещания. Его основа – Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях. Итоговый документ закрепил послевоенные границы в Европе, содержал статью о защите прав человека, свободе информации и передвижения, расширял экономические и политические контакты между странами.

К концу 70-х гг. процесс разрядки был остановлен, началась гонка вооружений. Смертельный удар “разрядке” был нанесен советской интервенцией в Афганистане в декабре 1979 г. Это непродуманное решение было принять в узком кругу советских руководителей. Многие члены правительства и весь народ узнали об этом лишь из средств массой информации. В афганской войне погибло более 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. ранено, более 300 пропало без вести. В годы войны (войска советского контингента выведены лишь в 1989 г.) погибло около 1 млн. жителей Афганистана.

Подписанный в 1979 г. договор ОСВ-2 между СССР и США остался не ратифицированным американским Сенатом, хотя обе стороны долгое время не нарушали заложенных в нем ограничений. США организовали бойкот Московской Олимпиады, в ответ на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в Чехословакии и ГДР и с 1983 г. начали размещать в Европе свои ядерные ракеты средней дальности, что сразу ухудшило военно-стратегическое положение СССР.

В 70-е годы СССР продолжал “глобализацию” своей внешней политики, принимая на себя все новые обязательства, в том числе на Ближнем Востоке и Африке.

В основу отношений с социалистическими странами была положена так называемая “доктрина Брежнева”, согласно которой одно социалистическое государство имеет право вмешиваться во внутренние дела другого, если под угрозу поставлена вся социалистическая система.

В эти годы продолжается активное международное сотрудничество СССР со странами мировой системы социализма. В 1971 г. по линии СЭВ принимается комплексная программа социально-экономической интеграции. Часто проводились встречи руководителей братских компартий, в том числе в неофициальной обстановке. Однако отношения СССР со странами социалистического содружества складывались в эти годы непросто. В большинстве стран Восточной Европы назревали, а в чем-то шли быстрее кризисные явления в политической и экономической жизни.

В 1967-1970-х гг. сложилась чрезвычайно трудная для СССР ситуация в странах Восточной Европы. С 1967 г. стало осложняться положение в Польше. Брежневское руководство было вынуждено принять решение об увеличении финансовой помощи ПНР и не стало возражать по поводу обращения Варшавы к западным кредиторам, ибо советские возможности были ограничены. Продолжали осложняться отношения между СССР и Румынией, которая постоянно старалась подчеркнуть свою независимость во внешней политике.

Политика демократического обновления социализма в Чехословакии в 1968 г. привела к вводу войск стран-участниц Варшавского Договора (СССР, ГДР, Польша, Венгрия). Фактически это была акция против суверенного государства.

Продолжают углубляться разногласия между СССР и КНР. Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех странах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями с обеих сторон. Ситуация углубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом. В 1966-1968 гг. происходили разнообразные инциденты на советско-китайской границе. За лето 1969 г. было зарегистрировано около 50 нарушений советско-китайской границы и военный столкновений.

Достаточно прохладными оставались политические отношения с Югославией, но все же югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства. Таким образом, внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. прошла непростой путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке международной напряженности (сер. 60-70-е гг.) и от нее – к новому обострению международных отношений (кон. 70-х – нач. 80-х гг.).

В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успех периода разрядки; вновь усилилась гонка вооружений и идеологизация внешнеполитических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: