МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению учебной дисциплины
«Теория государства и права»
Слушателями заочной формы обучения
по направлению подготовки (специальности)
Юриспруденция
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Санкт-Петербург
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Теория государства и права» слушателями заочной формы обучения по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 (030900.62) – юриспруденция, квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Нижник Н.С., Семенова О.В., Карчевская Н.И. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. 104 с.
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900.62 – юриспруденция, в соответствии Программой учебной дисциплины «Теория государства и права», а также тематическими планами изучения данной дисциплины.
Учебно-методическое пособие содержит необходимые для изучения учебной дисциплины «Теория государства и права» учебно-методические материалы, а также подробные рекомендации по освоению курса обучающимися в заочной форме.
Предназначены для обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России в заочной форме по специальности 40.03.01 (030900.62) – юриспруденция.
Рассмотрены на заседании кафедры теории государства и права (протокол от 17.12.2013 г. № 8) и утверждены на заседании Методического совета (протокол от 22.01.2014 г. № 3) Санкт-Петербургского университета МВД России.
Рекомендованы в качестве учебно-методического пособия по организации самостоятельной подготовки слушателей заочной формы обучения.
Рецензенты:
А. А. Стремоухов
кандидат юридических наук, доцент
(Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России)
В.Г. Трифонов
кандидат юридических наук, доцент
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
© Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2014.
Общие положения
Обучение в заочной форме предполагает преимущественно самостоятельное освоение материала учебной дисциплины «Теория государства и права». При этом, обучающиеся в заочной форме, должны помнить, что очная и заочная формы обучения осуществляются по единым программам, при единых требованиях к объему и качеству знаний по дисциплине. При единстве конечного результата учебного процесса, методы и способы овладения знаниями обучающимися по очной и заочной формам - дифференцированы. Это означает, что слушателям заочной формы обучения крайне важно сформировать навыки самостоятельной работы.
Самостоятельная работа, как форма обучения, весьма разнообразна и включает в себя:
- подбор, изучение, конспектирование, анализ источников, учебной и научной литературы, рекомендованных кафедрой;
- обобщение материала, полученного из разных источников, формулировка выводов по конкретным вопросам темы и по теме в целом;
- подготовка к сдаче экзамена, предполагающая интеграцию и систематизацию всей совокупности полученных знаний по дисциплине.
Осуществление перечисленных видов самостоятельной работы будет более эффективным при использовании определенных приемов и соблюдении ряда правил.
Опираясь на приведенные ниже рекомендации, слушатель должен сформировать собственный стиль самостоятельной работы с учетом личных условий, профессиональных возможностей и интересов.
Исключительно важно придерживаться в самостоятельной работе таких принципов, как систематичность и последовательность.
Систематичность занятий предполагает, по возможности, равномерное распределение объема работы в течение всего, предусмотренного рабочим учебным планом, срока овладения данной дисциплиной. Это позволит избежать перегрузок, спешки, дефицита времени и некачественных результатов на завершающей стадии изучения дисциплины.
Последовательность работы означает преемственность и логику в овладении знаниями. Этот принцип изначально заложен в тематическом плане изучения учебной дисциплины. Первоначально слушателям необходимо овладеть теми знаниями, без которых будет затруднено понимание последующего материала. Поэтому, переходить к следующей теме следует лишь после того, как полностью усвоен материал предыдущих тем. При возникновении трудностей в понимании материала рекомендуется вернуться к ранее изученным темам. Кроме того, полезно самостоятельно попытаться осмыслить взаимосвязь разделов и тем дисциплины «Теория государства и права».
Несоблюдение принципа последовательности и систематичности в работе чревато тем, что, даже при больших затратах времени, полученные знания будут фрагментарными, бессвязными, материал будет быстро забываться.
Важный элемент специфики заочной формы обучения - отсутствие постоянных непосредственных контактов слушателей с преподавателем в межсессионный период. В этих условиях возрастает роль самоорганизации и самодисциплины слушателя. Одновременно повышается значимость установочных лекций, консультаций, общения с научным руководителем в связи с подготовкой курсовой работы. Осознавая это, слушатель должен стремиться с максимальной пользой для себя использовать все возможности для получения информации непосредственно от преподавателя.
Установочная лекция – основная форма систематического устного изложения учебного материала, цель которой состоит не в исчерпывающей передаче учебно-научной информации по дисциплине, а лишь в изложении ряда наиболее важных положений изучаемой дисциплины. Основными задачами установочных лекций являются: ознакомление слушателей со структурой изучаемой дисциплины и ее связями с сопредельными науками; краткое изложение комплекса основных наиболее принципиальных базовых положений изучаемой дисциплины; раскрытие особенно сложных для понимания вопросов; освещение дискуссионных проблем; определение перспектив и актуальных направлений дальнейшего развития научного знания в изучаемой области общественной жизни.
Установочные лекции нацеливают слушателя на самостоятельный поиск и изучение источников, учебной и научной литературы, ориентируют на выявление и изучение наиболее актуальных и проблемных вопросов курса, а также на комплексный анализ изучаемых явлений и процессов.
В ходе лекции обучающийся имеет возможность, задавая вопросы, уточнить наиболее сложные аспекты освещаемых проблем, а также получить разъяснения относительно материала, отнесенного к самостоятельной работе.
Немаловажным фактором полноценной работы слушателя на установочной лекции является культура ведения конспекта лекции.
На лекции, как правило, синтезируется самый важный, интересный и новый материал по рассматриваемой теме, в том числе, недоступный обучающимся. Обучающийся должен внимательно слушать лекцию, стремиться выделить главное (смысл) и зафиксировать это главное в виде конспекта. Дословное конспектирование лекционного материала невозможно. Поэтому необходимо выработать умение выделять главное и отражать его в конспекте в виде четких, более кратких, по сравнению с речью лектора, выражений. Скорость конспектирования можно увеличить за счет использования понятных и легко воспроизводимых в дальнейшем, собственных сокращений. Конспекты лекций следует вести в отдельной тетради, обязательно фиксируя дату, тему лекции и рассматриваемые учебные вопросы. В тетради рекомендуется оставлять широкие поля, чтобы в ходе последующей работы над лекционным материалом можно было его уточнить и дополнить.
Следует отметить, что качественный конспект установочных лекций окажет неоценимую помощь слушателям в процессе самостоятельной работы, при написании курсовых работ, а также при сдаче экзамена по учебной дисциплине «Теория государства и права».
Таким образом, основными факторами рациональной организации самостоятельной работы обучающихся в заочной форме являются: самодисциплина, собранность, целеустремленность, умение грамотно вести конспект и использовать все предоставляемые возможности для получения информации непосредственно от преподавателя.