Бюджетный процесс: понятие, классификация, структура

Бюджетный процесс в России регламентирован Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. К механизму регулирования относятся: субсидии субвенции; другие доходные источники.

До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР" от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

Главной проблемой в бюджетном процессе нашей страны является создание единой научно-обоснованной бюджетной классификации.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом.

Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Согласно бюджетной классификации доходы, и расходы бюджета должны классифицироваться по четырем структурным подразделениям:

1) раздел классификации;

2) параграф;

3) глава;

4) статья.

Доходы классифицируются по первым двум основаниям. При этом раздел отражает тип дохода (например, налог на прибыль), а параграф отражает определенный вид дохода (например, налог на прибыль корпораций, банков, страховых компаний и т.д.).

Расходы бюджета классифицируются по всем четырем подразделениям:

раздел отражает основное направление средств;

параграф отражает конкретный вид расходов;

глава означает распределение расходов по министерствам и ведомствам;

статья представляет собой предметно-целевое назначение этих расходов (зарплата, ремонт и т.д.).

В России применяются разные классификационные основания для доходов и расходов, что отражено в Бюджетном кодексе, там же содержатся и особенности бюджетного процесса в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: