Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены основания и ответственность за нарушения в сфере бюджетных отношений в виде мер принуждения, в их числе:
- неисполнение закона о бюджете;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неперечисление или неполное перечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
- несвоевременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
- несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджета, доходов бюджетов внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджет соответствующих уровней бюджетной системы;
|
|
- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и счета внебюджетных фондов;
- несвоевременное предоставление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
- отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ;
- несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств и несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
- финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
- финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись;
- несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;
- несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на его обслуживание, утвержденных Бюджетным кодексом РФ;
- открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;
- иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.
За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие санкции:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокирование расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафов;
- начисление пеней;
- иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.
|
|
Правом применения санкций обладают руководители органов Федерального казначейства, которым предоставлено право:
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
- списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых истек;
- взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и т.д.
Итак:
1. Бюджетный процесс в РФ представляет собой сформулированную последовательность действий всех органов законодательной, представительной, исполнительной власти и организаций, связанных с составлением проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их рассмотрением, утверждением, исполнением и осуществлением контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.
2. Бюджетные отношения между уровнями бюджетной системы в РФ строятся на принципах бюджетного федерализма, распределения и закрепления доходов и расходов по уровням бюджетной системы, равенства бюджетных прав субъектовбюджетного права, равенства и независимости бюджетов различных уровней друг относительно друга, передачи отдельных прав между бюджетами друг другу в соответствии с российским законодательством.
3. Межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы представляют совокупность отношений между органами различных ветвей государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности между ними в области составления, утверждения, исполнения бюджетов и бюджетного процесса в целом.
4. Межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы строятся на принципах соблюдения интересов, самостоятельности бюджетов, законодательном разграничении полномочий в области бюджетов, адекватного распределения средств, единства бюджетной системы РФ.
5. Распределение и закрепление между бюджетами различных уровней доходов и расходов бюджетных средств производится по согласованию органов власти РФ и субъектов
РФ и утверждается законом о бюджетах либо по согласованию органов власти РФ, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.
6. Бюджетный федерализм основан на разграничении предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, заложенных в Конституции РФ. Кроме того, особая роль в бюджетном федерализме отведена двусторонним соглашениям, заключаемым Правительством РФ с органами власти субъектов РФ, органов власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в области разграничения полномочий по вопросам бюджетной и налоговой политики.
7. Исполнительные органы власти всех уровней осуществляют составление проектов бюджетов, государственных бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов, осуществляют их исполнение, организуют контроль за исполнением бюджетов, представляют отчеты в законодательные или представительные органы власти по исполнению бюджетов.