Ответственность за нарушения в сфере бюджетных расходов

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены основания и ответственность за нарушения в сфере бюджетных отношений в виде мер принуждения, в их числе:

- неисполнение закона о бюджете;

- нецелевое использование бюджетных средств;

- неперечисление или неполное перечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

- несвоевременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

- несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

- несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете;

- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджета, доходов бюджетов внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджет соответствующих уровней бюджетной системы;

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и счета внебюджетных фондов;

- несвоевременное предоставление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

- отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ;

- несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств и несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

- финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

- финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись;

- несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;

- несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на его обслуживание, утвержденных Бюджетным кодексом РФ;

- открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;

- иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие санкции:

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокирование расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафов;

- начисление пеней;

- иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

Правом применения санкций обладают руководители органов Федерального казначейства, которым предоставлено право:

- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

- списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых истек;

- взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и т.д.

Итак:

1. Бюджетный процесс в РФ представляет собой сформулированную последовательность действий всех органов законодательной, представительной, исполнительной власти и организаций, связанных с составлением проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их рассмотрением, утверждением, исполнением и осуществлением контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

2. Бюджетные отношения между уровнями бюджетной системы в РФ строятся на принципах бюджетного федерализма, распределения и закрепления доходов и расходов по уровням бюджетной системы, равенства бюджетных прав субъектовбюджетного права, равенства и независимости бюджетов различных уровней друг относительно друга, передачи отдельных прав между бюджетами друг другу в соответствии с российским законодательством.

3. Межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы представляют совокупность отношений между органами различных ветвей государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности между ними в области составления, утверждения, исполнения бюджетов и бюджетного процесса в целом.

4. Межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы строятся на принципах соблюдения интересов, самостоятельности бюджетов, законодательном разграничении полномочий в области бюджетов, адекватного распределения средств, единства бюджетной системы РФ.

5. Распределение и закрепление между бюджетами различных уровней доходов и расходов бюджетных средств производится по согласованию органов власти РФ и субъектов
РФ и утверждается законом о бюджетах либо по согласованию органов власти РФ, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

6. Бюджетный федерализм основан на разграничении предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, заложенных в Конституции РФ. Кроме того, особая роль в бюджетном федерализме отведена двусторонним соглашениям, заключаемым Правительством РФ с органами власти субъектов РФ, органов власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в области разграничения полномочий по вопросам бюджетной и налоговой политики.

7. Исполнительные органы власти всех уровней осуществляют составление проектов бюджетов, государственных бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов, осуществляют их исполнение, организуют контроль за исполнением бюджетов, представляют отчеты в законодательные или представительные органы власти по исполнению бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: