Тематический апперцептивный тест

Разработанный в 1930-е гг. Мюрреем (Murray, 1938, 1943; Morgan, Murray, 1935) Тематический апперцептивный тест (ТАТ) обязан своим возникновением поня­тию «проекции», имевшему в психологии довольно сложную историю (см.: Heck­hausen, 1960а). Решающим стал тот смысл, который вложил в это понятие Фрейд (Freud, 1894). По Фрейду, проекция есть защитный механизм, с помощью которо­го люди, в первую очередь параноики, приписывают другим собственные чувства и желания, которые они не хотят признавать в себе. Они «проецируют» их «вовне». Хотя ученым и не удалось доказать существование таких процессов (Murstein, Ргуег, 1959), обнаружились другие интересные взаимосвязи. Так, Мюррей (Mur­ray, 1933) на одном детском дне рождения до и после страшной игры в убийства в темноте показал детям фотографии незнакомых людей с просьбой оценить, на­сколько они злы. После игры люди на фотографиях казались детям гораздо зло­вреднее, чем до нее. Очевидно, окружающая ситуация дополнительно стимулиро­вала мотивационное состояние страха. Сэнфорд (Sanford, 1937) обнаружил также, что сильное состояние голода влияет на истолкование содержания картинок, уве­личивая частоту интерпретаций, связанных с едой.

Оставалось сделать лишь небольшой шаг от этого метода к методике, которая могла бы выявить показатели мотивов. Для этого тестовый материал должен соот­ветствовать определенной мотивационной тематике и актуализировать у испыту­емого соответствующее мотивационное состояние, проявляющееся и опознаваемое в даваемых им толкованиях. Чтобы ввести испытуемого в мотивационное состоя­ние, соответствующее теме предложенной на картинке ситуации, его просили со­ставить развернутый рассказ, определив, что происходит в этой ситуации, что бу­дет впоследствии, о чем думают и что чувствуют действующие лица и т. д. Если одна и та же по содержанию картинка в рассказах разных испытуемых актуализи­рует темы различных мотивов, то при прочих равных условиях это позволяет го­ворить о различиях в соответствующем мотиве.

Мюрреевское диспозициональное понятие мотива {need) и его классификация мотивов уже рассматривались в главе 3. И понятие и классификация оказали ре­шающее влияние на конструкцию ТАТ и первоначальную систему анализа содер­жания рассказов (Murray, 1943). Разработка ТАТ сопровождалась дискуссией меж­ду двумя профессорами Гарвардского университета — Мюрреем и Оллпортом. Оллпорт (Allport, 1953) считал, что если человек не является невротиком, он мо­жет дать непосредственный отчет о своих мотивах. Мюррей, споря с ним, разделял в данном вопросе позицию Фрейда (Freud, 1900), утверждавшего, что устойчивые мотивационные тенденции недоступны интроспекции и лучше всего проявляют­ся в воображаемом удовлетворении желаний через фантазии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: