Каждый день, из года в год, учитель входит в класс. Но каждый класс неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, учитель сталкивается с чем-то новым. А это требует от него наблюдательности, анализа, реакции и много другого.
Всё это бесспорно говорит о том, что профессия учителя самая творческая, уникальная.
Кто может стать учителем?
Если вы талантливы, то сможете стать учителем, независимо от того, в чем вы талантливы.
Если в какой-то отрасли знания, то это поможет вам стать выдающимся учителем-предметником.
Если в какой-то сфере искусства, то это поможет создать для учеников эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каждый человек.
Если у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела- столярного, гончарного, радио- или любого другого.
|
|
Если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными.
Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудностей в человеческих отношениях.
У вас нет никаких ярко выраженных талантов и даже способностей? А вы уверены, что это действительно так? Ведь способности проявляются и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Поэтому не торопитесь с выводами! Может быть, вы способный учитель? Может, из вас выйдет прекрасный воспитатель? Попробуйте себя на этом поприще. Если вы ещё не уверены в своих способностях, это не может помешать стать учителем, нужно только очень захотеть стать им.
Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель.
Если вы интересны людям и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так нужно, чтобы их учитель был привлекателен как человек.
Так что же, каждый человек может быть учителем? Нет, не каждый.
Кому не надо быть учителем?
Если у вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится, а вы с ними согласны, то лучше выбрать более спокойную работу, чем учительская.
Если вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией, то вам лучше не идти в учителя.
Если, несмотря на все усилия, у вас не получается контакт с людьми, то не торопитесь поступать в педагогический институт или училище.
Если люди, младшие или старшие, вызывают у вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают, то воздержитесь хотя бы на ряд лет от вступления на учительскую стезю.
|
|
Если ваши товарищи утверждают, что вам не хватает доброты, что вы часто несправедливы, что у вас трудный характер, подумайте, сумеете ли вы избавиться от этих недостатков, прежде чем станете учителем.
Если вы захвачены какой-либо идеей, воплотить которую – осознанная цель вашей жизни, то не торопитесь отказываться от неё и становиться учителем.
(А.Мудрик.Учитель: мастерство и вдохновение)
Задания к тексту:
1.Прочитайте пословицы, объясните их значения.
2.Сделайте синтаксический разбор пословицы и опишите ситуацию, в которой ее можно употребить.
1 .Если заводишь друга, смотри в его сердце. 2. Если за день ты ничему не научился, значит, весь день шел назад. 3. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. 4. Раз посеял просо, не жди бобов. 5. Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить. 6. Если инструмент работает хорошо, надо хвалить руки. 7. Если ласково позвать, то и змея из норы начнет выползать.
2. Из пар простых предложений составьте сложноподчиненные с придаточными условными, используя союзы если, когда.
1. Человека вдохновляет его труд. Значит, он нашел свое призвание. 2. Ты обещал. Надо выполнить обещание. 3. Путешествия потеряли бы половину своего смысла. О них нельзя было рассказывать. 4. Была жара. Они шли на пляж купаться. 5. Все смеялись. Он плакал. Все плакали. Он смеялся. 6. Хочешь чего-нибудь добиться в жизни? Будь целеустремленным. 7. Вы любите работать с компьютером. Не забудьте о правилах пользования им. 8. Вы сомневаетесь в правильности вашего решения. Обратитесь за советом к другу. 9.Слушая музыку, вы испытываете волнение. Значит, она близка вам по духу.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Определите типы сложноподчиненных предложений. Замените, где возможно, союз когда союзом если.
1. Когда командир не робеет солдаты за ним в огонь и воду пойд..т. 2. Когда труд удовольствие жизнь хороша. 3. Когда в товарищах с..гласья нет на лад их дело не пойдет. 4. Когда душа и мысли поистине благосклонны к науке она и сама станов..тсяблагосклонн..- легко дается. 5. Когда чего-то очень хочешь и все время об этом думаешь то желание из духовной силы превращается в материальную. 6. Досадно когда видишь людей рвущихся к власти или б..гатству.
Контрольные вопросы:
1. С какими ситуациями и средствами соотносится коммуникативная задача текста?
2. Что такое дефиниция?
3. Каковы существуют два аспекта определения языка?
4. Что понимается под функцией языка?
5. Назовите функции языка?
Глоссарий:
Аспект – точка зрения, взгляд на что-нибудь
Субъект – познающий и действующий человек, существо; человек как носитель каких- нибудь свойств.
Адресат – лицо, которому адресовано письмо, речь и т.д.
Волеизъявление – обнаружение воли, выражение своего желания, согласия на что-нибудь.
Эмоция – душевное переживание, чувство.
Учитель- тот, кто преподает какой-либо предмет в школе, преподаватель. Мұғалім,Ұстаз.
Учительствовать- быть учителем, поучать, наставлять.Оқыту, сабақ беру.
Предметник-учитель,специалист по какому-либо определенному учебному предмету.
Белгілі бір пәннен сабақ беретін мұғалім.
Преподаватель-тот, кто занимается преподаванием, преподает что-либо.Оқытушы.
Педагог-лицо,занимающееся преподавательской и воспитательной работой как профессией, учитель, преподаватель. Ұстаз, оқытушы, мұғалім, тәрбиеші.
Воспитатель-тот, кто занимается воспитанием кого-либо. Тәрбиеші, тәрбиелеуші.
Не по дням, а по часам – очень быстро. Өте тез.
Уникальная- редкая, единственная в своем роде, исключительная. Бірегей, бірден-бір өте сирек, ерекше.
Поприще- область, сфера деятельности, род занятий. Майдан, іс майданы.
Стезя- путь, дорога, жизненный путь, направление деятельности, развития