double arrow

Вопрос 8.Материальная и духовная культура Чечни в XIII-XV вв


Материальная культура XIII—XV веков довольно едина на обширной территории. В памятниках Чечено-Ингушетии, Северной Осетии и даже в более западных районах в этот период встречаются одни и те же по форме кинжалы, напоминающие современные, наконечники стрел, орудия труда (ножи, ножницы, топоры), украшения (серьги в виде грозди винограда или колечка с прикрепленной к нему сердоликовой бусиной, пуговки-бубенчики для одежды, перстни и кольца).

Керамическая посуда этого времени также едина по форме и орнаментике. Таковы крупные сосуды, заменявшие бочки (в них хранили зерно, различные жидкости), сосуды со сливными носиками, маслобойки и пр. Посуду покрывали различным штампованным узором (в виде уголков, розеток, точек), параллельной штриховкой, волнистым, линейным и зигзагообразным орнаментом. Единство в бытовых предметах может быть объяснено ростом их производства и сбытом излишек. Так, у селения Ишхой-Юрт среди смытого поселения XIII—XV веков была обнаружена купольная гончарная печь с остатками гончарного брака.

Эпоха XIII—XV веков очень важна для истории вейнахов потому, что она подготовила почву для переселения в последующий период чечено-ингушских племен с гор на плоскость. Традиционное яйлажное овцеводство было невозможно в условиях господства в степных районах завоевателей. Участки земли в горах, пригодные для земледелия, из года в год истощались и не могли прокормить жителей ущелий.




Начавшееся социальное расслоение внутри чечено-ингушских племен повлекло за собой захват пахотной земли сильными тайпами и семьями, во главе которых стояли вожди. Страшная земельная теснота и голод толкали вейнахов из горных теснин к тучным плоскостным землям, к степным зимним пастбищам отгонного скотоводства.

Отстояв свою свободу против неоднократных попыток степняков подчинить горцев, вейнахи с нетерпением ждали удобного случая для переселения на равнину. Ослабление и распад Золотой Орды были использованы для осуществления заветной мечты. В результате равнинная полоса к югу от реки Сунжи и далее на восток до Качкалыковского хребта начала заселяться вейнахами еще в XV веке.

По народным преданиям, чеченские селения Парчхой и Юрт-Аух (Ширч-Аъккха) основаны выходцами из Аккинских гор. Широко расселились чеченцы, в основном выходцы из Ичкерии, также в западных районах Кумыкской плоскости. Эти переселенцы известны в русских источниках XVI—XVII веков под именем ококов и мичкизян. В засунженских лесистых предгорьях возникла группа вейнахских селений. Археологически это подтверждается тем, что типично горские могильники (в каменных склепах, пещерах, грунтовых ямах с каменными перекрытиями), абсолютно тождественные погребальным комплексам горной зоны XV—XVII веков, встречаются у селений Бамут, Закан-Юрт, Шаами-Юрт, Шали и др. В XVI веке чечено-ингушское население уже упоминается в русских документах в притеречной полосе.

Отдельные переселившиеся чечено-ингушские общества оказались в некоторой экономической и политической зависимости от кабардинских и дагестанских феодалов, контролировавших северные районы равнинных земель.







Сейчас читают про: