Концепция «личной причастности» де Чармса

Концепция де Чармса (deCharms, 1968) во многом напоминает ротттеровское про­тивопоставление внутреннего и внешнего контроля. Де Чармс различает два типа личности: «самобытных» людей и «пешек». Самобытная личность относится к сво- < им действиям, насколько это позволяют ситуационные условия, как к свободным и самостоятельным, «пешка» скорее рассматривает себя как объект, подчиненный внешнему управлению и принуждению. Между этими крайними типами личности существуют и промежуточные варианты, выявленные де Чармсом (de Charms, 1973) с помощью методики типа ТАТ. Сам де Чармс характеризует свой личностный конструкт следующим образом:

«Чувства, присущие "самобытному" индивиду, сильнее влияют на поведение, чем чувства, присущие "пешке". Но это различие не абсолютно, а относительно: в одних обстоятельствах индивид ощущает себя в большей степени самобытной личностью, а в других — в большей степени пешкой.

Этот личностный аспект — гораздо более важный Мотивационным фактор, чем реаль­ные события. Если личность ощущает себя "самобытной", то для предсказания се по­ведения это имеет большую значимость, чем любой другой объективный показатель принуждения. И напротив, если личность считает себя "пешкой", то ее поведение бу­дет сильно зависеть от внешних факторов, хотя объективные данные и свидетельству­ют о ее свободе. "Самобытному" индивиду присуще сильное чувство личной причаст­ности, ощущение, что локус сил, влияющих на его окружение, находится в нем самом. Обратная связь, подкрепляющая это ощущение, определяется теми изменениями в окружении, которые приписываются собственным действиям: Вот в чем суть понятия "личная причастность" и мощного мотивационного воздействия этого фактора на по­ведение. "Пешка" ощущает эти силы как неподвластные себе, как личностные силы дру­гих людей или фактор окружения, определяющий ее поведение. Из этого-то и склады­вается чувство бессилия или собственной бесполезности» (deCharms, 1968, р. 274).

Помимо диспозиции личностной причинности определенную роль играет и ситуация. Успех при выполнении одного и того же задания приносил меньшую удовлетворенность людям, обладающим диспозициональным чувством самобыт­ности, если задание выполнялось в условиях ограничения свободы действий, то­гда как люди с более слабым ощущением самобытности никакой разницы в этих ситуациях не усматривали (Alderman, Carbonary, Ryals, 1979).

Де Чармс (deCharms, 1973, 1976), сосредоточив внимание на «чувствах само­бытной личности», весьма преуспел в разработке программ по усилению мотива­ции учителей и школьников в процессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: