Св. Григорий епископ Нисский (ок. 335—394) о смысле церковной музыки

...К чему я клоню? А вот какое рассуждение о нашей природе довелось мне слышать от одного мудреца: человек есть некий микрокосм (Микрокосм — малая Вселенная, мир в уменьшенном виде, в миниатюре.), заключающий в себе все, что можно найти в макрокосме (Макрокосм — вся Вселенная, весь наш мир). Между тем порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиненная некоторому строю и ритму, приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из этой созвучности, нимало не нарушаемой многообразными различиями между отдельными частями мироздания. Ведь когда музыкант трогает струны плектором (Плектор — костяная пластинка для игры на струнных щипковых инструментах, то же, что медиатор.), он извлекает мелодию именно из разнообразия звуков, и притом, если бы все струны издавали один и тот же звук, мелодия вообще не могла бы родиться. Совершенно таким же образом пестрое смешение вещей в мировом целом, повинуясь некоему стройному и ненарушимому ладу и само с собой согласуясь через соподчинение частей, творит вселенскую мелодию. Эта мелодия внятна для ума, ничем не развлекаемого, но поднявшегося над чувственным ощущением и слушающего напев небес... Поистине из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божией: этот гимн — согласованность мироздания с самим собой, слагающаяся из противоположностей.

Из поэмы стихотворца VII в. о житейской суетности

Кто, глядя из сердечной глубины своей На этой жизни зрелище позорное, Не заглушит слезами смех свой зрительский? Со сцены сей над нами насмехаются Поддельных шуток мастера поддельные, Играя в троны, расписные почести, В придуманные власти, как безумные. Из смеха порождаются несчастия: Вот он выходит в царском облачении, Гордясь собою, счастья причастившийся, Безмолствует в своем великолепии И мнит: «Я — всё», меж тем как он и есть ничто, И мнит: «Всё знаю», ничего не ведая, В одной душе двойное заблуждение: Мудрец он — мнимый, острослов — затупленный, И все ж он величается и тешится, Доколе смерть с подмостков не сведет его.

Вопросы

1. Из чего состоит то знание, о котором говорит Иоанн Дамаскин?

2. Как вы полагаете, чего больше в рассуждениях св. Григория Нисского — эллинского или христианского?

3. Почему приведенное стихотворение не могло оскорбить правящего императора?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: