double arrow

Чем же замечательна Византия?

Византия, сохранив развитое и действенное государство, а также мощную армию, устояла против натиска варваров в эпоху Великого переселения народов. Исключительное сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности сделали ее непохожей ни на одну другую европейскую и азиатскую державу. Византия впитала в себя много ценного из достижений античной цивилизации и долго оставалась самой культурной и могущественной страной в Европе и на Ближнем Востоке.

Вопросы

1. Что могло удерживать от крещения Константина, принявшего христианство только перед смертью?

2. Если из Византии в Западную Европу везли в основном дорогие товары, требовавшие для своего изготовления большого искусства, то что же везли из Западной Европы на рынки Византии?

3. Византийцы считали подданных всех других западноевропейских и азиатских государств варварами. Подумайте, в чем могли быть причины этого и какой смысл заключался в таком наименовании?

4. Почему в Византии большинство школ были частными, а на Западе — церковными или монастырскими?

5. Что можно сказать о взаимоотношениях патриархов со светскими властями на примере рассказа об Иоанне Златоусте?

Из «Источника знания» богослова Иоанна Дамаскина (конец VII — середина VIII в.)

О знании

Ничего нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума. Ибо незнание свойственно существам неразумным, а знание — разумным. Поэтому всякий, кто от природы способен к приобретению знания и к пониманию, но не приобрел его, тот, хотя от природы и разумен, но из-за нерадивости и душевной слабости хуже существ неразумных. Под этим знанием я разумею истинное знание сущего, ибо любое знание касается сущего.

Ложные знания, будучи как бы знанием не сущего — скорее незнание, нежели знание. Ибо ложь есть не что иное, как не сущее. А так как мы живем не одной душой, но душа наша сокрыта плотью, словно завесою, и имеем нечто вроде ока — видящий и познающий ум, воспринимающий знание и понимание сущего, то душа имеет знание и понимание не сама по себе, а ей необходим для этого наставник; приступим же к неотложному наставнику — истине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: