Функциональный дефицит или стабильно-глобальный атрибутивный стиль

Теперь можно рассмотреть вопрос о том, опосредуется ли перенос ухудшения ре­зультатов с тренировочного задания на тестовое снижением контроля над действи­ем или атрибуцией беспомощности, или, одним словом, вопрос о том, лежит ли причина переноса ухудшения в функциональном дефиците или стабильно-гло­бальном атрибутивном стиле. Брунштейн (Brunstein, 1986b, с) в своем исследова­нии попытался ответить на этот вопрос. Для этого варьировалась степень подобия тренировочного и тестового заданий и разделяющий их промежуток времени. Од­новременно измерялись стабильность и глобальность атрибутивного стиля испы­туемых (Peterson et al., 1982). Высокая стабильность должна сопутствовать дефи­циту при отсроченном тесте, а высокая глобальность должна быть фактором рис­ка, способствующим переносу беспомощности на несходное с тренировочным тестовое задание. Для проверки альтернативной гипотезы, находящей ответ в раз­личиях контроля над действием, использовался опросник ориентации на действие и на состояние. У испытуемых, ориентированных преимущественно на состояние, при выполнении тренировочного задания должны возникать мешающие им сомне­ния в себе, которые должны снова появляться при работе над тестовым заданием, если оно будет трудным, и вести к ухудшению результатов. В отличие от этого ори­ентированные на действие испытуемые должны реагировать на неуспех повыше­нием контроля над действием, так что при выполнении тестового задания у них должно наблюдаться относительное улучшение результатов.

Тестовое задание либо следовало непосредственно за тренировочным, либо че­рез предлагалось испытуемым 24 часа после него. Эта вариация условий комбини­ровалась с варьированием степени похожести двух заданий. В начале работы над тестовым заданием испытуемому сообщалось, что тренировочное и тестовое зада­ния измеряют либо один и тот же показатель, либо нечто разное. Контрольная груп­па тренировочного задания не выполняла и, таким образом, не подвергалась инду­цированию беспомощности. Тренировочное задание заключалось в обычном на­учении различению (Levine, 1971), тогда как тестовое задание содержало задачи с логическими преобразованиями. При выполнении тренировочного задания испы­туемые должны были думать вслух и устно формулировать свои гипотезы реше­ния. Сразу после выполнения тестового задания с помощью опросника фиксиро-

вались относящиеся к результатам мысли испытуемых в ходе работы над зада­нием. Испытуемому предъявлялось одиннадцать типов мыслей, относящихся к успеху и неуспеху; ему предлагалось оценить частоту их возникновения И их опо­средующее влияние на результаты его деятельности. Использовавшиеся типы мыс­лей представлены в табл. 15.3.

< Таблица 15.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: