Теперь можно рассмотреть вопрос о том, опосредуется ли перенос ухудшения результатов с тренировочного задания на тестовое снижением контроля над действием или атрибуцией беспомощности, или, одним словом, вопрос о том, лежит ли причина переноса ухудшения в функциональном дефиците или стабильно-глобальном атрибутивном стиле. Брунштейн (Brunstein, 1986b, с) в своем исследовании попытался ответить на этот вопрос. Для этого варьировалась степень подобия тренировочного и тестового заданий и разделяющий их промежуток времени. Одновременно измерялись стабильность и глобальность атрибутивного стиля испытуемых (Peterson et al., 1982). Высокая стабильность должна сопутствовать дефициту при отсроченном тесте, а высокая глобальность должна быть фактором риска, способствующим переносу беспомощности на несходное с тренировочным тестовое задание. Для проверки альтернативной гипотезы, находящей ответ в различиях контроля над действием, использовался опросник ориентации на действие и на состояние. У испытуемых, ориентированных преимущественно на состояние, при выполнении тренировочного задания должны возникать мешающие им сомнения в себе, которые должны снова появляться при работе над тестовым заданием, если оно будет трудным, и вести к ухудшению результатов. В отличие от этого ориентированные на действие испытуемые должны реагировать на неуспех повышением контроля над действием, так что при выполнении тестового задания у них должно наблюдаться относительное улучшение результатов.
|
|
Тестовое задание либо следовало непосредственно за тренировочным, либо через предлагалось испытуемым 24 часа после него. Эта вариация условий комбинировалась с варьированием степени похожести двух заданий. В начале работы над тестовым заданием испытуемому сообщалось, что тренировочное и тестовое задания измеряют либо один и тот же показатель, либо нечто разное. Контрольная группа тренировочного задания не выполняла и, таким образом, не подвергалась индуцированию беспомощности. Тренировочное задание заключалось в обычном научении различению (Levine, 1971), тогда как тестовое задание содержало задачи с логическими преобразованиями. При выполнении тренировочного задания испытуемые должны были думать вслух и устно формулировать свои гипотезы решения. Сразу после выполнения тестового задания с помощью опросника фиксиро-
вались относящиеся к результатам мысли испытуемых в ходе работы над заданием. Испытуемому предъявлялось одиннадцать типов мыслей, относящихся к успеху и неуспеху; ему предлагалось оценить частоту их возникновения И их опосредующее влияние на результаты его деятельности. Использовавшиеся типы мыслей представлены в табл. 15.3.
< Таблица 15.3