Понятие жестов и символов по Дж.Миду

Дж.Мид принципиально проводит различие между "действием" и "социальным действием". Под первым предполагается акт одного индивида, в то время как "социальное действие" подразумевает под собой вовлеченность двух или более людей с учетом их ментальности. Символами могут выступать жесты, которые по своему характеру Дж. Мид делит на незначимые и значимые.

1) незначимые жесты - это жесты, способные вызвать реакции, в которых практически отсутствует мысль.

2) значимые жесты -это, прежде всего, звуковые жесты, особенно конкретные слова языка. Значимые жесты способствуют развитию человеческого общества, так как ведут к осмысленному взаимодействию.

3) Согласно Дж.Миду, значимый символ- это жест, присущий только человеку. Они способны вызывать достаточно определенную и предсказуемую реакцию у тех, кому они адресованы. Благодаря этому, считает Дж. Мид, и возникает человеческая коммуникация. С прагматической точки зрения, значимый символ создает качественно новые возможности для взаимодействия людей,по сравнению с теми, которыми пользуются животные.

Для Мида жест - феномен знаковый; он наделен смыслом, адресован другому, то есть является символом.

"Существует язык речи и язык рук, возможен также язык выражений лица, который может быть использован даже для самой сложной беседы. Символ, таким образом,есть универсалия дискурса".

Драматургическая социология крупнейшего американского социолога Ирвинга Гофмана «выросла» из символического интеракционизма, вобрав в себя основные его положения. И. Гофман использовал их для микроанализа особой реальности, возникающей только в ситуациях лицом-к-лицу, ситуациях, где участники находятся в физическом присутствии друг друга и имеют возможность непосредственно реагировать на действия других. Эту реальность И. Гофман называл «порядком взаимодействия».

И.Гофман уделяет особое внимание анализу рутины повседневной жизни, его работы изобилуют множеством примеров, проясняющих характер социальной интеграции.

В рамках символического интеракционизма одной из наиболее важной работой Ирвинга Гофмана является «Представление себя другим в повседневной жизни» (1959). Однако, в отличие от Дж.Мида, из-за своего интереса к театральности Гофман рассматривал социальную жизнь сквозь призму драматургии и драматических представлений.

Согласно теории драматизма И.Гофмана, задача социолога - обнаружить исходные, замаскированные символическим антуражем не символические взаимодействия. Теоретическая система И. Гофмана представляется наиболее детерминистской версией символического интеракционизма. В его теоретической системе активно используются драматургическая метафорика, например, понятие "маски" и сцены, где происходит социальное "действо", которая, в свою очередь, делится на "фронтальную" и "тыловую" стороны. Последняя обеспечивает выбор маски, планирование, репетирование взаимодействия.

Концепция cимволического интеракционизма дает основания рассматривать ее как,своего рода, промежуточную теорию между социально-психологическими концепциями, ориентирующимися на естественнонаучную методологию (теория социального обмена, взаимодействие как игра и т.д.), и крупномасштабными социологическими построениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: