Основные тенденции развития образования как социального института

Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений).

Первая тенденция - это «институализация» и диверсификация образования и его институциональных форм, то есть возникновение, становление и развитие образования и различных образовательных институтов.

Вторая тенденция - это «хабитуализация» (опривычивание) образовательной деятельности. В сфере образования возникают и воспроизводятся многочисленные практики, например, классно-урочная система, школьные и вузовские экзамены, структура и содержание учебников и учебных пособий. Специфика процесса «хабитуализации» в выведении многих видов, результатов и оснований образовательной деятельности из состояния рефлексивности, и превращения в привычные формы взаимодействия..

Третья тенденция - это этатизация (огосударствление, «овластение») и секуляризация (придание светского характера) образовательных систем. Если первоначально образовательные институты в Европе формировались или в рамках церковной организации (колледжи иезуитов, монастырские школы и др.), или как свободные маргинальные сообщества (первые университеты).

Четвертая тенденция - прямо связана с третьей и в значительной степени с последующими - это тенденция демократизации и «массовизации» образования. Начиная со второй половины XIX века, образование становится

массовым, и оно демократизируется, становится доступным для народа, для массовых слоев населения.

Пятая тенденция - это тенденция интеллектуализации (сциентизации) образования. Она себя проявляет через введение научного знания в содержание образования, формирование комплекса наук об образовании, а также через применение в образовании технологий, направленных на развитие интеллекта.

Шестая тенденция - это тенденция стандартизации образования вызвана необходимостью в условиях массового образования поддерживать необходимые социокультурные нормы. Важнейшими предпосылками стандартизации стали появление универсального знания - науки, и соединение авторитета науки с принудительной силой государства. В ряде стран к разработке стандартов привлекаются бизнес (работодатели) и местные сообщества.

Седьмая тенденция - это тенденция технологизации образования. Эта тенденция тесно связана и обусловлена массовым характером современного образования, процессами его интеллектуализации (сциентизации) и стандартизации образования.

Восьмая тенденция - это глобализация, интернационализация образования. Глобализация образования является частью общего процесса глобализации, в то же время она имеет свои специфические черты.

Девятая тенденция - коммодификация, консьюмеризация, маркетизация образования заключается в превращении образования в один из видов товара, в специфическую потребительскую услугу. Образовательные учреждения, превращаются в своего рода предприятия и корпорации по производству и реализации образовательных услуг, а студенты - в их клиентов, в первичных потребителей (в качестве вторичных потребителей выступает уже все общество).

Десятая тенденция - неравномерность развития (нон эквивалентность) образования, разбалансированность его важнейших компонентов, возникновение «разрывов», новых типов неравенств, социальных эксклюзий, вызванных образовательными причинами - низким качеством образования, различиями в доступе к знаниям и информации, условиями образовательной деятельности, недоступностью определенного типа образовательных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: