double arrow

Тема 2 Жизненный цикл семьи

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст

Дисфункциональные семьи, вместо того, чтобы продвигаться вперёд, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своём развитии, т.е. фиксируются на определённой фазе.

Дюваль (Duvall E.M.,1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1.Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3.Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4.Введение детей во внесемейные институты.

5.Принятие подростковости.

6.Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8.Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9.Принятие факта ухода на пенсию и старости.

В последующие годы появилось большое число периодизаций семейного цикла. Основанием для них служили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований и консультативная практика.

Ряд эмпирических исследований продемонстрировал, что понятие «стадии семейного цикла» само по себе имеет малую прогностическую ценность. Это способствовало выдвижению на смену многозначного понятия «стадий» таких понятий, как стаж брака, возраст супругов, наличие или отсутствие детей в семье и т. д., что в значительной мере упростило процедуру эмпирических исследований.

Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис в результате анализа научной литературы и собственных наблюдений выделили следующие фазы супружеских отношений:

1. Выбор партнёра.(сам-но –каким образом происходит – Андреева Т.В. «Семеная психология».)

В настоящее время изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом:

■ вступление в брак не рассматривается как необходимость, рас­
тет число домохозяйств, состоящих из одного человека среди
молодежи и среди пожилых людей; все большее число молодых
людей сознательно избирают одинокий образ жизни как свой
жизненный стиль (Крайг Г., 2002);

■ уменьшилось влияние родителей на выбор супруга (исключая
те семьи, в которых вопросы наследования играют значитель­
ную роль);

■ выросли ожидания и требования, предъявляемые молодыми людь­
ми к семейной жизни. По мнению некоторых американских ис­
следователей, ничто так не изменилось в мире, как представления
женщин о том, каким должен быть брак (К. Ароне, 1995);

■ выбор основывается в большей мере на основе личных качеств
(а не социальных характеристик).

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхож­дение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность)

- Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценнос­тью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими пер­востепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания)

- Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине (Крайг Г., 2002).

- Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

- Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает в себя серию последовательных ста­
дий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлека­
тельность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (со­
ответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям)

- В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

1) установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, за­
висящая от социально-культурных факторов);

2) самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

3) формирование взаимной зависимости (на основе чувства необ­
ходимости друг другу);

4) реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая непод­ходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при супружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношении симбеоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят другна друга через «розовые очки» Осутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве.В случае, если мотвация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера, которые вначале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофиованно.

Основыне характеристики взаимоотношений супругорв на данной фазе –идеализация партнера и семейная адаптация.

М. А. Абалакина (1987) считает, что существуют три точки зрения на проблему идеализации партнера:

1) Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. В дальнейшем все это при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом нового, уже более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

2). Другую точку зрения на роль идеализации в предбрачных отношениях можно назвать конструктивной. Она заключается в том, что идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяя для него некоторую, условно говоря, «зону ближайшего развития» — кем он может стать.

3.) Третья точка зрения — в рамках гуманистической психологии, аиболее четко изложена в работах А. Маслоу По его мнению, у самоактуализирующихся личностей, то есть личностей, достигших самого высокого уровня развития — уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражены спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна самоактуализирующимся личностям вовсе. Несомненно, что личностные характеристики опосредуют степень идеализации.

Психологическая сущность взаимной адаптации заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения (Ковалев СВ., 1988). Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни.

Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.

Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентации, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие – кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определённые поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого многие взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность / изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? Повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен; наверное, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциональной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворённости / неудовлетворённости прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы – решение вопроса о том, был ли брак подлинным (желанным, гармоничным) или случайным.

В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой, выделевшей 5 стадий жизненного цикла:

1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка

2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнение семьей воспитательной функции: с началом трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителейне останется ни одного из детей.

4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут одни или с детьмя, имеющими собственные семьи.

Применимость этой периодизации для целей психологического исследования подвергалась сомнению (Алешина). Представлялось искусственным разделение 2 и 3 стадий.

В некоторых периодизациях выделяется стадия «опустевшего гнезда» и последняя стадия, когда один из супругов умирает.

Каждая из стадий предполагает свои закономерные трудности

Стадия зарождения семьи: проблема жилища, отношение с родственниками, притирка супругов – согласование норм, ценностей, привычек и т.п. множество браков распадается именно на этом этапе.

Стадия с детьми, не начавшими трудовую деятельность. Нарастает напряженность домашнего труда, становится труднее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Не случайно ряд исследователей разделяет этот этап на несколько: семья с ребенком в первые годы жизни, семья с ребенком – дошкольником, школьником и т.п. Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой стороны ставит новые задачи.

В этот период обычно обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью. Основные источники нарушений жизнедеятельности семьи в данный период –перегрузка супругов, перенапряжение сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. На смену конфликтности и проблемности, характерным для первого этапа жизни семьи, приходит опасность эмоционального «остывания» (раличные проявления которого – измены, разочарования в характере партнера и т.п.). Основные нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей.

Завершающие этапы жизнедеятельности семьи Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями пожилого возраста: меньше физитческих сил, болезни. Дети все меньше нуждаются в помощи родителей, что вызывает у тех все большую потребность ощущать свою значимость.

Семейные трудности

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями. Их можно разделить на следующие группы:

1) по силе и длительности их действия:

- острые (в том числе и сверхсильные) – смерть члена семьи, известие об измене, внезапное изменение в социальном статусе(например, арест члена семьи) и т.п.

- хронические - чрезмерная физическая и психическая нагрузка, жилищные проблемы, устойчивый конфликт между членами семьи и т.п.

2) связанные с резкой сменой образа жизни:

- при переходе к новой стадии;

- с ситуативными воздействиями (вона, землетрясение, пожар0

3) с суммированием трудностей (необходимость решения множества проблем одновременно –завершение учебы, решение жилищной проблемы, появление ребенка и т.п.)

Через все этапы жизненного цикла семьи проходят «нормативные стрессоры» -обычные трудности, которые в более или менее острой форме переживают все семьи. Сочетание данных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводят к семейным кризисам.исследование чешских ученых – 2 кризиса –между 3 и 7 годом жизни семьи, 2 –между 17 и 25 годами. Первый связан с измененеи эмоциональных взаимоотношений и в результате –конфликтность, Втрой –синдром «опуствшего гнезда», благодаря которому нарастают жалобы на злоровье, тревожность, ощущение пустоты жизни.

Выявление жизненных кризисов имеет большое прогностическое значение: можно способствовать их смягчение, предупреждат наиболее неблагоприятные проявления..

Исследованиями определены сложно опосредованные связи между истинными источниками трудностей и их осмыслением членами семьи.(т.е. играют роль и сами трудности и отношение к ним)

Дисфункциональная семья сталкиваясь с трудностями, переживает их значительно тяжелее. Легче приспосабливаются к неблагоприятным условиям и переживают трудности семьи, в кторых присутствуют гибкость взаимоотношений, средняя степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира (т.е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации о мире).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: