Семейные роли

Под «ролью» в психологии и социальной психологии чаще всего понимают «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную ползицию в системе общественных и межличностных отношений» (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.). Кроме самого поведения, понятие «роль» включает также «желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение»

Это определение целиком относится и к семейным ролям «отец», «мать», «муж», «жена», «ребенок», «родственник».

Например, роль матери предполагает любовь к детям, цель –воспитание детей и т.п.

Роль включает также определенные нормы и санкции. (например, если мать не любит детей – испытывает угрызение совести – внутренняя санкция за несоответствие норме)

Впажно разлдичать конвенциальные и межличностные роли.

Конвенциальные роли – это роли, определяющиеся правом, моралью, традицией для другого человека.(Т.Е. они безличны, одинаковы для всех –родители обязаны заботиться о детях, например).

Межличностные роли опрделяются особенностями конкретной семьи и индивидов в нее входящих.

О конвенциальных ролях.

Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него преимущественно как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в семье — это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз нравственно-психологический — желая найти верного дру­га и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как на союз семейно-родительский, исходя из того, что главная функ­ция семьи есть рождение и воспитание детей, или как на союз ин­тимно-личностный — стремясь найти желанного и любимого парт­нера по любви.

Чтобы семья была благополучной, представле­ния о ролях, выполняемых каждым супругом, должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы по­ведение одного супруга в его семейной роли не противоречило пред­ставлениям другого супруга, и наоборот. – чтобы ролевые ожидания совпадали с ролевыми притязаниями

Если один супруг считает главной одну из них, а другой — другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы.

Подобная «подгонка» представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается на стадии первичной ролевой адаптации. Важ­но подчеркнуть, что в этот процесс постепенно вовлекаются все более глубинные слои представлений. Первичная ролевая адаптация обяза­тельно включает согласование представлений о характере и распреде­лении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и парт­нерские.

Традиционные роли предполагают со стороны жены:

■ рождение и воспитание детей,

■ создание и поддержание дома,

■ обслуживание семьи,

■ преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

■ приспособленность к зависимости,

■ терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

■ преданность матери своих детей,

■ экономическая безопасность и защита семьи,

• поддержание семейной власти и контроля,

• принятие основных решений,

• эмоциональная благодарность жене за принятие приспособлен­ности к зависимости,

■ обеспечение алиментов при разводе;

Товарищеские роли требуют от жены:

■ сохранения внешней привлекательности,

■ обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетво­рения мужа,

■ поддержания полезных для мужа социальных контактов,

■ живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

■ обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

■ восхищения женой,

■ рыцарского отношение к ней,

■ ответной романтической любви и нежности,

■ обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных кон­тактов,

■ проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

■ экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

■ общей ответственности за детей,

■ участия в домашней работе,

■ распределение правовой ответственности.

Но, помимо общего, от жены еще требуется:

■ готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги рав­ны),

■ равной ответственности за поддержание статуса семьи, в слу­чае развода и отсутствия детей — отказ от материальной по­мощи.

А от мужа:

■ принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участи­ем в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С. В., 1988,
с. 137).

Устно -примеры

Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иног­да смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), 17,6% юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с гла­венством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4% невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми ра­ботами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью (Навайтис Г., 1999).

Т. А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в круп­ном городе на выборке из 300 пар (1983), сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т. А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопро­су встречалось в 74% удачных браков и лишь в 19% неудачных. Между тем у 52% вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.

Например, в сельских семьях распределение бытовых и хозяйствен­ных обязанностей традиционное, при этом при хорошей сработанно­сти и общности понимания главных и второстепенных хозяйственных задач между супругами удовлетворенность браком высокая (Андрее­ва Т. В., 2003).

По мнению Т. А. Гурко, важный фактор стабильности молодых се­мей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимуществен­ное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раз­дельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопро­сам полностью расходятся в 54% неуспешных семей и только в 6% ус­пешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйствен­но-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.

О межличностных ролях

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласован­ность так называемых межличностных ролей — своеобразной фикса­ции положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противо­речия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена хочет быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки.

Следовательно, в нормально функционирующей семье не только со­циальные, но и межличностные роли должны быть:

а) «узаконены» членами семейного союза,

б) одобряемы, поддерживаемы и дополня­емы (если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель»)

Эйдемиллер и Юстицкис считают, что необходимо, чтобы вся система ролей (конвенциальных и межличностных) соответствовала следующим требованиям:

1) Они должны создавать достаточно целостную систему (требования к представителю определенной роли не должны быть противоречивыми);

2) Совокупность ролей, выполняемых индивидом в семье должна обеспечивать удовлетворение его потребностей -в уважении, признании, симпатии;

3) Выполняемые индивидом роли должны соответствовать его возможностям (пример - -ребенок, исполняющий роль родителя)

4) Система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспечить удовлетворение не только его потребностей, но и потребностеф других членов семьи.

Одно из наиболее интересных направлений в современной семейной психотерапии связано с выявлением и изучением так называемых патологизирующих ролей в семье.

В некоторых случаях один из членов семьи проигрывает роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других случаях –члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-0то из семьи принять на себя такую роль. Паталогизирующая роль одного члена семьи моет быть травматичной для других, а не для него самого.

Примеры: «козел отпущения», «вождь» и его «соратники» (если у семья нарушены взаимоотношения с окружающими), загнанная домохозяйка, малыш, буфер и др и т.п. – подробнее у Юстицкиса и Эйдемиллера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: