Содержание понятия «финансовая безопасность»

В условиях глобализации роль финансов в мировых экономических и политических отношениях все больше усиливается, финансы становятся самостоятельным сегментом экономики, обладающим значительным потенциалом, что и обусловливает возникновение такой научной категории с собственным методологическим аппаратом, как «финансовая безопасность».

Современный экономический словарь 2005 г. характеризует финансовую безопасность как «создание условий устойчивого, надежного функционирования финансовой системы страны, государства, региона, предотвращающих возникновение финансового кризиса, дефолта, деструкцию финансовых потоков, сбои в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами, нарушение стабильности денежного обращения».

Однако следует отметить, что и сама финансовая безопасность испытывает влияние других аспектов экономической безопасности, что объясняется наличием сложных системных связей. Именно поэтому многими авторами финансовая безопасность представляется как многоуровневая категория.

Представителями данного подхода являются такие экономисты, как В. Бурцев, А. Вахрамеев, К. Жана, П. Савона, О. Григорьев, М. Хазин, Э. Кочетов, Г. Петров, Е. Светина, О. Галочкина, С. Куряков, Б. Ицкович и многие другие.

В указанных трудах делается попытка выявить сущность и содержание финансовой безопасности как важнейшей составляющей экономической безопасности.

Финансовая безопасность страны, региона рассматривается во взаимосвязи с мировой финансовой ситуацией и финансовыми потоками, которые складываются в условиях международной экономической интеграции и глобализации экономических процессов[111].

В частности, О. А. Галочкина, д.э.н., доцент кафедры экономики и финансов Института бизнеса и права г. Санкт-Петербурга, под финансовой безопасностью понимает «такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать экономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов».

Основными звеньями финансовой безопасности считает «консолидированный бюджет, финансовый рынок, платежный баланс, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств»[112], а в качестве индикаторов, характеризующих состояние финансов, выделяет следующие: объем, темпы роста валового внутреннего продукта; объем инвестиций (в том числе иностранных) в основной капитал; доля кредитных учреждений с уставным капиталом выше среднего; средняя величина зарегистрированного уставного капитала предприятий, организаций региона; величина предоставляемых кредитов как физическим, так и юридическим лицам; темпы инфляции; внутренний, внешний долг; величина прожиточного минимума и пр.

С. В. Куряков в своей работе трактует понятие финансовой безопасности как «осуществление государством самостоятельной финансовой политики в соответствии с национальными интересами и приоритетами, направленной на сохранение и укрепление национальной финансовой системы и национального суверенитета страны за счет совершенствования регулирования финансовых потоков, устранения внешних угроз и предотвращения утечки капитала за рубеж при развитии и расширении внешнеэкономических связей на современном этапе»[113].

По мнению авторского коллектива под руководством В. К. Сенчагова, финансовая безопасность – «это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз в финансовой сфере»[114].

В. К. Сенчагов утверждает, что стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой системы страны, региона, – «прежде всего бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства, поэтому одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства, региона – состояние его финансовой системы (бюджетов разных уровней и других инструментов), способность этой системы обеспечивать финансовыми средствами, достаточными для выполнения внутренних и внешних функций»[115].

Л. А. Коршунов, М. А. Бородкин, Т. В. Маркина в качестве главной составляющей финансовой безопасности также выделяют налогово-бюджетную сферу, а оценку степени безопасности предлагают осуществлять на основе следующих показателей: уровень внутренней налоговой нагрузки; уровень социальной нагрузки на бюджет; степень обеспеченности региона собственными средствами[116].

Проведенный обзор современных публикаций позволяет выделить несколько основных подходов к определению финансовой безопасности (табл. 4.1).

В новейших публикациях российскими учеными предпринимаются попытки осмысления роли, места регионов в обеспечении финансовой безопасности России, выявления угроз финансовой безопасности. Важнейшими факторами, лежащими в основе возникновения угроз безопасности в финансовой сфере регионов, являются существенные различия в их экономическом потенциале, в первую очередь природно-ресурсном. Этот факт в значительной мере обусловливает неравномерность социально-экономического развития регионов, которая Государственной стратегией экономической безопасности РФ отнесена к наиболее вероятным угрозам в целом экономической безопасности государства.

Таблица 4.1

Основные подходы к определению «финансовая безопасность»[117]

Автор определения Сущность определения Предмет Индикаторы финансовой безопасности
       
О. А. Галочкина гарантия создания приемлемых условий финансово-банковская система - объем, темпы роста валового внутреннего продукта; - объем инвестиций (в том числе иностранных) в основной капитал; - доля кредитных учреждений с уставным капиталом выше среднего; - средняя величина зарегистрированного уставного капитала предприятий, организаций региона; - величина предоставляемых кредитов как физическим, так и юридическим лицам; - темпы инфляции; - внутренний, внешний долг; - величина прожиточного минимума
С. В. Куряков сохранение и укрепление финансовой системы посредством устранения внутренних и внешних угроз финансовая сфера - внешние угрозы; - состояние внешнеэкономической деятельности; - отток капитала за рубеж
Б. Ф. Ицкович комплекс мероприятий, направленных на защиту финансовых интересов региона финансовые интересы региона - состояние производительных сил региона; - выявление несанкционированного использования капитала
       
Продолжение табл. 4.1
       
Т. В. Ускова обеспечение бюджетной безопасности региональная бюджетная система - бюджетная обеспеченность; - бюджетная достаточность; - темп роста валового регионального продукта; - объем инвестиций в основной капитал к ВРП; - коэффициент валютного покрытия импорта
В. К. Сенчагов создание приемлемых условий для социально-экономической и финансовой стабильности региона бюджетно-налоговая сфера региона - обеспеченность региона собственными финансовыми ресурсами; - состояние региональных и местных бюджетов; - бюджетная обеспеченность; - бюджетная достаточность  
Л. А. Коршунов, М. А. Бородкин, Т. В. Маркина обеспечение бюджетной безопасности налогово-бюджетная сфера - уровень внутренней налоговой нагрузки; - уровень социальной нагрузки на бюджет; - степень обеспеченности региона собственными средствами

Неравномерность социально-экономического развития трансформируется в финансовую дифференциацию регионов, которая сама по себе становится катализатором углубления угроз безопасности регионов.

Обозначенная тенденция еще более актуализирует необходимость обеспечения финансовой безопасности на региональном уровне. Так, например, на основе анализа противоречий общественного развития рассматривали безопасность в своих работах В. С. Гусев, И. Н. Петренко, В. Ю. Паначев и другие.

В частности, В. Ю. Паначев в своей работе «Противоречия как источник угроз финансовой безопасности региона: сущность, формы проявления, пути преодоления» исходит из деструктивных противоречий, являющихся, по его мнению, источником угроз финансовой безопасности региона. А в качестве основного деструктивного противоречия с точки зрения финансовой безопасности выделяет отрыв денежного капитала от регионального воспроизводственного процесса[118].

В этой связи авторское определение финансовой безопасности региона выражает «способность финансовой системы восстановить свою целостность путем разрешения противоречий между движением финансовых ресурсов и производственным процессом в регионе». Сложно не согласиться, что для многих регионов данная проблема выходит на первый план, но сама постановка положения, на наш взгляд, является некорректной в силу того, что зачастую противоречия выступают как катализатор развития того объекта, в котором возникают. Ведь как гласит первый закон диалектики: единство и борьба противоположностей являются причинами развития.

Поэтому особо значимым в данных условиях является не наличие противоречий как таковых, а раскрытие природы возникновения противоречий. Если противоречия в финансовой сфере региона возникают за счет кризисных явлений в экономике страны, то это требует одного решения, если же противоречия вызваны диспропорциями развития экономики региона, не связанными с системными кризисами внутри самой страны, то данная проблема требует совершенно иного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: