Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения для оказания помощи при изучении дисциплины «История политических и правовых учений». Объем часов аудиторной работы, отведенный учебным планом на изучение данной учебной дисциплины позволяет познакомить стдента лишь с основами курса, поэтому основным методом работы является самостоятельное изучение материала на учебной и научной литературы. Каждая из рассматриваемых тем обеспечена соответствующими методическими рекомендациями и необходимой литературой, перечень которой состоит из разделов: основная и дополнительная литература. При подготовке студенты должны ознакомиться с рекомендациями к данной теме, вопросами, выносимыми для самостоятельной подготовки, а также изучить, а при необходимости и законспектировать материал из рекомендованной учебной литературы. Для более глубокого усвоения материала обучаемым предлагается по каждой теме перечень дополнительной литературы.
Одна из важнейших задач каждого вида занятий – это развитие познавательной деятельности обучаемого.
|
|
Усвоение учебного материала или какой-либо иной информации становится достоянием личности лишь тогда, когда приобретаемые знания, навыки и умения являются результатом собственных интеллектуальных усилий. Непрерывное совершенствование уровня самостоятельной работы студентов положительно влияет на развитие их познавательной активности, благодаря чему улучшается качество знаний и успешнее протекает процесс формирования навыков и умений. Дидактика утверждает, что без учебной активности нет познания.
Проявление самостоятельности в мыслях и действиях – важное и непременное условие формирования у них творческого отношения к учебной и профессиональной деятельности. Оно является действенным средством связи обучения с жизнью и теории с практикой, способствует превращению знаний в твердые убеждения. Вот почему изучение любого учебного материала – это не просто его восприятие и запоминание, а процесс постоянного мышления.
Следовательно, самостоятельная работа – это, прежде всего, самостоятельное мышление. Не умаляя роли аудиторных занятий, следует подчеркнуть, что глубокие знания достигаются напряженной, систематической и целеустремленной самостоятельной работой обучаемого. Опыт показывает, что далеко не все студенты имеют прочные навыки ее оптимальной организации, что ведет к трудностям в освоении предмета, создает проблемы при сдаче экзаменов и зачетов.
Основными компонентами самостоятельной работы студентов являются:
- творческое изучение нормативно-правовых актов, учебных пособий, научной литературы и периодической печати;
|
|
- умелое конспектирование различных материалов и научной литературы;
- активное участие в мероприятиях, проводимых по линии учебно-методической и научно-исследовательской работы;
- получение консультаций у преподавателей и т.д.
Порядок выполнения самостоятельной работы обучаемого:
1. Ознакомление с темой учебной дисциплины и вопросами, выносимыми на рассмотрение.
2. Подбор и изучение рекомендованной литературы по теме.
3. Ответы на поставленные вопросы, рекомендованные для изучения по указанной теме.
4. Запись вопросов, вызвавших затруднения при изучении темы.
5. Индивидуальная консультация с преподавателем.
По каждой теме учебного курса имеются вопросы, которые должны быть изучены студентом и составляют необходимый минимум материала, знание которого позволит успешно сдать зачет по учебной дисциплине «История политических и правовых учений».
Ответы на поставленные вопросы студенты должны получить посредством самостоятельной работы в домашних условиях, путем изучения основной учебной литературы или более углубленного изучения в библиотеке. Изучение студентами учебной дисциплины «История политических и правовых учений» вооружитьих необходимыми знания по главным направлениям данной дисциплины, что сможет помочь исследованию и определению путей решения научно-практических задач, повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста в различных сферах.
Методические рекомендации по изучению дисциплины составлены из расчета учебного времени, предусмотренного учебным планом Академии ФСИН России для студентов заочной форм обучения юридического факультета. Они рассчитаны на 108 ч, в том числе 96 ч – самостоятельная работа, 12 ч – аудиторные занятия, из которых 4 ч – лекций, 8 ч – семинарские занятия, 2 ч. – практические занятия. Изучение дисциплины завершается защитой контрольной работы и сдачей зачета.
Учебно-тематический план
для студентов юридического факультета заочной формы обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Количество аудиторных часов по видам занятий | самостоят. работа | ||||||
Всего часов | лекции | семинар. занятия | практ. занятия | коллок- виум | ||||||
Установочная сессия | ||||||||||
1. | Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политической и правовой мысли в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима | |||||||||
2. | Развитие представлений о государстве и праве в странах Западной Европы и Арабского Востока в период средних веков | |||||||||
3. | Русская политико-правовая идеология периода возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства | |||||||||
4. | Учение о государстве и праве эпохи Возрождения и Реформации | |||||||||
5. | Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций XVII века | |||||||||
6. | Политико-правовые взгляды идеологов европейского Просвещения | |||||||||
7. | Политические и правовые учения Западной Европы в конце XVIII – первой половине XIX века. Становление американской политико-правовой мысли XVII – XVIII вв. | |||||||||
Лабораторно-экзаменационная сессия | ||||||||||
8. | Государственно-правовые идеи классиков немецкой философии конца XVIII – начала XIX в. | |||||||||
9. | Основные направления западноевропейской политико-правовой мысли во второй половине XIX в. Возникновение и развитие марксистского учения о государстве и праве | |||||||||
10. | Политико-правовые взгляды в России в период укрепления самодержавия и крепостничества во второй половине XVII – XVIII вв. | |||||||||
11. | Политико-правовые учения в России в первой половине XIX – начале XX в. Идеология большевизма и развитие взглядов о государстве и праве в советский период | |||||||||
12. | Государственно-правовые теории XX века | |||||||||
Всего по курсу | ||||||||||
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политической и правовой мысли в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима.
|
|
Вопросы, выносимые на самостоятельную подготовку:
1. Предмет истории политических и правовых учений. Методология и функции истории политических и правовых учений, ее влияние на формирование мировоззренческой зрелости и социологической грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
2. Мифологические представления о характере божественного начала с земными порядками как источник политико-правовой мысли древности.
3. Основные идеи брахманизма и буддизма.
4. Проблемы политики, государства, и права в трудах Платона, Аристотеля и Цицерона.
Предмет истории политических и правовых учений. Методология и функции истории политических и правовых учений, ее влияние на формирование мировоззренческой зрелости и социологической грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
История политических и правовых учений может рассматриваться как наука, и как учебная дисциплина. С учетом этого следует разграничить их предметы. Характеризуя предмет науки, следует иметь ввиду, что им всегда выступают закономерности, применительно к истории политических и правовых учений в качестве таковых рассматриваются закономерности объясняющие причины возникновения и основное содержание теоретических политико-правовых концепций, а также их влияние на развитие государства и права, политическую борьбу и общественную жизнь. Классификация научных методов познания. Методы образуют следующие группы: всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы. Рассматривая функции истории политических и правовых учений, следует отметить что существуют следующие функции: познавательная, прогностическая, эвристическая, воспитательная. Вышеуказанные функции при изучении истории политических и правовых учений оказывают воздействие на формирование мировоззренческой зрелости юриста-профессионала.
|
|