Рассматривая зарождение христианской политической мысли, следует обратить внимание на этапы возникновения христианства как нового вероучения (1 этап: I в. н.э. – первая половина II в. н.э.; основные источники развития раннего христианства: «Откровение Иоанна Богослова», «Евангелие от Луки», «Соборное послание апостола Иакова»; 2 этап: Со II в. н.э. христианские общины стали пополняться выходцами из обеспеченных слоев. Демократизм христианских общин постепенно уничтожается, все дела общины передаются в руки «епископов» и «дьяконов», которые образуют, так называемый, «клир» (духовенство), стоящий над массой верующих. Христианская церковь заключает прочный союз с имперской властью, а христианство в IV в. н.э. становится государственной религией Римской империи). При изучении следует дать определение понятию «патристика», разъяснить кого называли «отцами церкви». Раскрывая учение Августина Блаженного необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) учение об истории, «Град земной» и «Град Божий»; 3) учение о происхождении государства; 4) учение о власти и формах государства; 5) отношение к собственности.
|
|
Учение Фомы Аквинского о видах законов, об элементах государственной власти, о соотношении церкви и государства.
Изучая взгляды Фомы Аквинского следует сказать, что его труды вопроса первоначально необходимо усвоить понятие схоластики, в последующем раскрывая учение Фомы Аквинского необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) учение о происхождении государства (теологическая теория, «общее благо» как цель государства, основные средства достижения этой цели); 3) учение о формах государства (чистые и отклоняющиеся формы: тирания, полития, демагогия-демократия, монархия, олигархия, аристократия; моральный характер правления как разграничивающий признак, справедливое и несправедливое правление); 4) учение о соотношении светской и церковной власти; 5) учение о законах (понятие, сущность, классификация: вечный, божественный, естественный, человеческий).
Разнообразие еретических движений в средневековой Европе.
Изучая зарождение ересей как отступлений от официального вероучения следует проанализировать причины их возникновения. Основные течения: гностицизм, докетизм, арианство, монофизитство, несториане, иконоборчество, богомильство, манихейство. Бюргерские и крестьянско-плебейские ереси их понятие и сущность.