Методические рекомендации. Характеризуя историческую школу права, необходимо раскрыть предпосылки ее возникновения, представителей

Характеризуя историческую школу права, необходимо раскрыть предпосылки ее возникновения, представителей, основное содержание. Следует также обратить внимание на то, что историческая школа права была направлена на критику концепции общественного договора. Право в понимании исторической школы явление, прежде всего, историческое, возникающее в результате длительного процесса развития человечества и общественных отношений. Для данной школы характерно особое видение роли законодателя, который рассматривается не в качестве «творца права», а лишь как выразитель «народного духа».

Рассматривая либерализм следует обратить внимание на то, что его сущность заключается необходимости реализации в обществе идеи всеобъемлющей реализации личной свободы и частной собственности.

Рассматривая политико-правовое учение И. Бентам следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) обоснование индивидуализма и теории утилитаризма; 3) проекты совершенствования законодательства и государственного строя. 4) представление о политической и личной свободе; 5) учение о задачах и устройстве государства. Бентам по праву считается одним из видных ученых в пенитенциарной науке. При изучении его взглядов следует подробно остановиться на принципах назначения и исполнения тюремного наказания и их отражении в современном уголовно-исполнительном законодательстве России.

Следует выделить характерные черты юридического позитивизма, отношение представителей данной концепции к идее естественного права. В дальнейшем, характеризуя политико-правовое учение Дж. Остина следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) понятие права, его источники, роль судебных органов в формировании права.

Необходимо дать общую характеристику немецкого либерализма. Следует учитывать, что данное течение по своей сути являлось «конституционным движением». Его представители разрабатывали и предлагали различные модели желательных для германских государств политико-правовых порядков. Наиболее заметным представителем данного направления политико-правовой мысли являлся Лоренц Штейн. Характеризуя его политико-правовое учение необходимо осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) соотношение государства и гражданского общества; 3) свобода и несвобода как принципы, на которых основано государство и общество; 4) организация государственной власти. Против либеральных идей, направленных на укрепление и усовершенствование буржуазных порядков, выступили представители социализма, разработавшие проекты общества, в которых отсутствует эксплуатация, угнетение и в которых каждому индивиду будет обеспечено достойное существование. Речь идет о А. Сен-Симоне, Р. Оуэне и Ш. Фурье.

Рассматривая политико-правовое учение А. Сен-Симона следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) представление об этапах истории человечества; 3) представления о классовой структуре общества; 4) форма организации государственной власти.

Реформаторское учение Р. Оуэна основано на отрицании частной собственности, а предложенное им учение о характере человека, как считал он, открывает людям истинный путь к разумному и справедливо устроенному обществу. Необходимо подробно остановиться на взглядах Оуэна на характер человека и проблемы наказания.

Рассматривая политико-правовое учение Ш. Фурье следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) отношение к политике; 3) представление об ассоциациях (производственно-потребительские товарищества) как основе общества; 4) учение о фалангах, как ячейке ассоциативного строя.

Рассматривая политико-правовое учение Т. Джеферсона следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) Декларация независимости США 1776 г.; 3) политический идеал; 4) естественное право и проблема прав личности. Рассматривая политико-правовое учение Т. Пейна следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) учение о естественных и гражданских правах; 3) происхождение государства, формы государства (старые и новые), идеальное государственное устройство.

Закрепить полученные знания поможет так же изучение темы «Война за независимость и становление государства США» дисциплины «История государства и права зарубежных стран».

Терминологическое задание.

Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: промышленный переворот, капитализм, утилитаризм, либерализм, индивидуализм, юридический позитивизм, социократия, федералисты.

Самостоятельное практическое задание.

1. Письменно ответьте на вопросы:

- В чем суть «идеальной общественной организации» Ш. Фурье? Каково ее отличие от взглядов А. Сен-Симона?

- В чем заключалось своеобразное видение позитивного права в концепции Дж. Остина? Ее сходство с взглядами И. Бентама?

- Как вы считаете, прав ли был Дж. Остин, обосновывая теорию, в котрой положительный закон отождествлялся с законодательной волей?

- Какие этапы развития общества выделял в своем учении О. Конт?

- В чем, по вашему мнению, заключается идеологическое единство в борьбе за независимость американских просветителей?

- Изучите взгляды Р. Оуэна на проблемы уголовных наказаний. На основе полученных знаний, ответьте, почему взгляды Оуэна, были теоретически спорными и практически неосуществимыми.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 10, 45, 52, 58, 59, 65, 73]


Тема 8. Государственно-правовые идеи классиков немецкой философии конца XVIII – начала XIX в.

Самостоятельная работа – 5 часов (очная форма обучения);

8 часов (заочная форма обучения)

Методические рекомендации:

Для эффективного проведения практического занятия студент должен обладать необходимыми знаниями о либерализме как течении социально-политической мысли изложенном в трудах классиков немецкой философии.

Необходимо повторить: 1) учение И. Канта (труды, категорический императив, соотношение морали и права, обоснование концепции правового государства и необходимости разделения властей); 2) учение Гегеля (понятие абстрактного права и его принципов, морали, нравственности, о соотношении гражданского общества и государства, о войне и мире); 3) основные положения немецкой исторической школы права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи).

Терминологическое задание.

Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: категорический императив, гражданское общество.

Самостоятельное практическое задание.

1. Письменно ответьте на вопросы:

- В чем, согласно, Гегелю заключается фундаментальное различие понятий свободы и произвола?

- По каким пунктам Кант принципиально расходится с взглядами Ульпиана на принципы права?

- Как повлияла классическая немецкая философия на развитие европейской политико-правовой мысли?

- Почему учение И. Канта о государстве и праве - новое направление политико-правового видения?

- Как Кант определяет соотношение морали и права в связи с понятием права?

- Что принципиально нового высказал Кант о критериях, устройстве и задачах государства?

- Как связаны философское наследие Канта и концепция «правового государства»?

- Может ли и в какой форме быть реализован «Проект вечного мира» Канта?

- Учение Гегеля о государстве и праве включает предмет и метод?

- Как решается вопрос о соотношении гражданского общества и государства в учении Гегеля?

- Как определяются понятие и сущность права в учении Гегеля?

Используемая литература: [1,2, 3, 4, 5, 10, 24, 34]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: