Характеризуя историческую школу права, необходимо раскрыть предпосылки ее возникновения, представителей, основное содержание. Следует также обратить внимание на то, что историческая школа права была направлена на критику концепции общественного договора. Право в понимании исторической школы явление, прежде всего, историческое, возникающее в результате длительного процесса развития человечества и общественных отношений. Для данной школы характерно особое видение роли законодателя, который рассматривается не в качестве «творца права», а лишь как выразитель «народного духа».
Рассматривая либерализм следует обратить внимание на то, что его сущность заключается необходимости реализации в обществе идеи всеобъемлющей реализации личной свободы и частной собственности.
Рассматривая политико-правовое учение И. Бентам следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) обоснование индивидуализма и теории утилитаризма; 3) проекты совершенствования законодательства и государственного строя. 4) представление о политической и личной свободе; 5) учение о задачах и устройстве государства. Бентам по праву считается одним из видных ученых в пенитенциарной науке. При изучении его взглядов следует подробно остановиться на принципах назначения и исполнения тюремного наказания и их отражении в современном уголовно-исполнительном законодательстве России.
Следует выделить характерные черты юридического позитивизма, отношение представителей данной концепции к идее естественного права. В дальнейшем, характеризуя политико-правовое учение Дж. Остина следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) понятие права, его источники, роль судебных органов в формировании права.
Необходимо дать общую характеристику немецкого либерализма. Следует учитывать, что данное течение по своей сути являлось «конституционным движением». Его представители разрабатывали и предлагали различные модели желательных для германских государств политико-правовых порядков. Наиболее заметным представителем данного направления политико-правовой мысли являлся Лоренц Штейн. Характеризуя его политико-правовое учение необходимо осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) соотношение государства и гражданского общества; 3) свобода и несвобода как принципы, на которых основано государство и общество; 4) организация государственной власти. Против либеральных идей, направленных на укрепление и усовершенствование буржуазных порядков, выступили представители социализма, разработавшие проекты общества, в которых отсутствует эксплуатация, угнетение и в которых каждому индивиду будет обеспечено достойное существование. Речь идет о А. Сен-Симоне, Р. Оуэне и Ш. Фурье.
Рассматривая политико-правовое учение А. Сен-Симона следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) представление об этапах истории человечества; 3) представления о классовой структуре общества; 4) форма организации государственной власти.
Реформаторское учение Р. Оуэна основано на отрицании частной собственности, а предложенное им учение о характере человека, как считал он, открывает людям истинный путь к разумному и справедливо устроенному обществу. Необходимо подробно остановиться на взглядах Оуэна на характер человека и проблемы наказания.
Рассматривая политико-правовое учение Ш. Фурье следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) отношение к политике; 3) представление об ассоциациях (производственно-потребительские товарищества) как основе общества; 4) учение о фалангах, как ячейке ассоциативного строя.
Рассматривая политико-правовое учение Т. Джеферсона следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) Декларация независимости США 1776 г.; 3) политический идеал; 4) естественное право и проблема прав личности. Рассматривая политико-правовое учение Т. Пейна следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) учение о естественных и гражданских правах; 3) происхождение государства, формы государства (старые и новые), идеальное государственное устройство.
Закрепить полученные знания поможет так же изучение темы «Война за независимость и становление государства США» дисциплины «История государства и права зарубежных стран».
Терминологическое задание.
Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: промышленный переворот, капитализм, утилитаризм, либерализм, индивидуализм, юридический позитивизм, социократия, федералисты.
Самостоятельное практическое задание.
1. Письменно ответьте на вопросы:
- В чем суть «идеальной общественной организации» Ш. Фурье? Каково ее отличие от взглядов А. Сен-Симона?
- В чем заключалось своеобразное видение позитивного права в концепции Дж. Остина? Ее сходство с взглядами И. Бентама?
- Как вы считаете, прав ли был Дж. Остин, обосновывая теорию, в котрой положительный закон отождествлялся с законодательной волей?
- Какие этапы развития общества выделял в своем учении О. Конт?
- В чем, по вашему мнению, заключается идеологическое единство в борьбе за независимость американских просветителей?
- Изучите взгляды Р. Оуэна на проблемы уголовных наказаний. На основе полученных знаний, ответьте, почему взгляды Оуэна, были теоретически спорными и практически неосуществимыми.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 10, 45, 52, 58, 59, 65, 73]
Тема 8. Государственно-правовые идеи классиков немецкой философии конца XVIII – начала XIX в.
Самостоятельная работа – 5 часов (очная форма обучения);
8 часов (заочная форма обучения)
Методические рекомендации:
Для эффективного проведения практического занятия студент должен обладать необходимыми знаниями о либерализме как течении социально-политической мысли изложенном в трудах классиков немецкой философии.
Необходимо повторить: 1) учение И. Канта (труды, категорический императив, соотношение морали и права, обоснование концепции правового государства и необходимости разделения властей); 2) учение Гегеля (понятие абстрактного права и его принципов, морали, нравственности, о соотношении гражданского общества и государства, о войне и мире); 3) основные положения немецкой исторической школы права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи).
Терминологическое задание.
Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: категорический императив, гражданское общество.
Самостоятельное практическое задание.
1. Письменно ответьте на вопросы:
- В чем, согласно, Гегелю заключается фундаментальное различие понятий свободы и произвола?
- По каким пунктам Кант принципиально расходится с взглядами Ульпиана на принципы права?
- Как повлияла классическая немецкая философия на развитие европейской политико-правовой мысли?
- Почему учение И. Канта о государстве и праве - новое направление политико-правового видения?
- Как Кант определяет соотношение морали и права в связи с понятием права?
- Что принципиально нового высказал Кант о критериях, устройстве и задачах государства?
- Как связаны философское наследие Канта и концепция «правового государства»?
- Может ли и в какой форме быть реализован «Проект вечного мира» Канта?
- Учение Гегеля о государстве и праве включает предмет и метод?
- Как решается вопрос о соотношении гражданского общества и государства в учении Гегеля?
- Как определяются понятие и сущность права в учении Гегеля?
Используемая литература: [1,2, 3, 4, 5, 10, 24, 34]