Метод управления – это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Как составная часть и важнейший элемент управленческого процесса метод управления показывает, как реализуются полномочия управляющего субъекта, каким образом он влияет и воздействует на подчиненных лиц и управляемые объекты для достижения своих целей. Суть понятия метода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формы социальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует, или может использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц.
Виды методов управления. Их достаточно много, и классифицировать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру и направленности организующего взаимодействия; по видам применяемых средств управленческого воздействия и некоторым другим.
|
|
По масштабам применения все методы управления можно разделить на всеобщие и частные. Всеобщие методы управления применяются во всех областях, отраслях и сферах государственного управления, на всех его иерархических уровнях для решения любых задач и осуществления управленческих функций. К этой группе методов управления относятся убеждение и принуждение. Частные же методы управления постоянно применяются лишь в немногих отраслях и сферах государственного управления, а в других – эпизодично, для решения лишь отдельных управленческих задач.
По характеру и направленности организующего взаимодействия следует выделить правовые и неправовые методы взаимоотношений управляющих субъектов с управляемыми объектами, а среди тех и других – еще целый ряд их разновидностей:
методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия;
методы психологического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.д.);
|
|
методы экономического воздействия с помощью различных систем материального стимулирования, ценообразования, налоговых льгот и других рычагов организационно-экономического воздействия;
методы организационно-властного (административного) воздействия, формами, проявления которых являются директива, приказ, указание управляющего субъекта подчиненным лицам и руководимым объектам о целях, характере и способах их деятельности.
По видам применяемых средств воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убеждения, стимулирования и принуждения.