Максимальное реле тока РТ-40 применяется в устройствах релейной защиты и автоматики в качестве органа, реагирующего на увеличение тока в контролируемой цепи. Конструкция реле поясняется рис. 1,а. Магнитная система реле состоит из П-образного шихтованного сердечника 1 и Г-образного якоря 3. На сердечнике расположены две катушки 2, концы которых выведены на зажимы цоколя реле.
При прохождении тока по обмотке реле магнитный поток, создаваемый этим током, намагничивает подвижный якорь. Возникающая при этом электромагнитная сила, действующая на якорь, будет обусловливать вращающий момент, поворачивающий подвижную систему и связанный с осью контактный мостик 5. Замыкание цепи произойдет при соприкосновении подвижных контактов с неподвижными, приваренными к плоским бронзовым пружинам. На рис. 1,б пояснено выполнение крепления контактных пружин 8 и 9 к неподвижному держателю 10. Перемещению подвижной системы препятствует спиральная пружина 4, создающая противодействующий момент.
|
|
Для надежного срабатывания реле необходимо, чтобы вращающий момент превосходил противодействующий момент пружины, а также моменты трения и инерции подвижной системы. Равенство моментов определяет граничное условие, т. е, условие срабатывания реле. Отсюда следует, что для реле подобного типа наиболее простым способом изменения тока срабатывания является изменение натяжения пружины. Если ослабить пружину, т. е. сдвинуть указатель 6 влево по шкале, то ток срабатывания реле уменьшится. У реле типа РТ-40 при перемещении указателя от крайнего левого в крайнее правое положение ток срабатывания увеличивается в 2 раза. Ток срабатывания реле можно также изменить переключением катушек с последовательного соединения на параллельное; в последнем случае ток, проходящий по каждой катушке, уменьшается в 2 раза и, следовательно, для получения той же намагничивающей силы, что и в первом случае (при последовательном соединении), потребуется в 2 раза больший ток в цепи реле. Таким образом, ток срабатывания реле можно изменить в 4 раза относительно минимальной уставки.
Рис. 1 Электромагнитное реле тока типа РТ-40.
а - конструкция реле; б - крепление неподвижных контактов; в - схема внутренних соединений.
Схема внутренних соединений реле представлена на рис. 1,в.
Цифрами обозначена принятая маркировка зажимов. Для согласованного включения катушек реле должно быть включено в цепь крайними зажимами - 2 и 8. При последовательном соединении обмоток накладкой соединяются средние зажимы 4 и 6, при параллельном соединении используются две накладки - между зажимами 2—4 и 6—8. Цифра под дробью в марке реле, указанной на его щитке, обозначает максимальный ток срабатывания реле. Так, например, для реле РТ-40/10 диапазон уставок токов срабатывания будет 2,5—5 А при последовательном соединении обмоток и 5—10 А при параллельном соединении. Учитывая, что шкала реле градуируется при последовательном соединении обмоток, во втором случае цифры уставок следует увеличивать в 2 раза.
|
|
При прохождении по обмотке реле переменного тока
ip=Ip max sinωt
якорь реле притягивается с усилием
F=k2I2p max sin2ωt
где k — коэффициент пропорциональности; ω-угловая частота переменного тока.
Так как
sin2ωt=0,5(1-cos2ωt),
то
следовательно,
F=k2I2p− k2I2pcos2ωt
Из этого выражений видно, что притяжение якоря обусловлено постоянным усилием
F==k2I2p
и знакопеременным усилием
F~= k2I2pcos2ωt
Знакопеременное усилие с частотой, удвоенной по сравнению с частотой сети, вызывает вибрацию якоря и, следовательно, вибрацию связанной с ним контактной системы.
Для уменьшения вибрации контактов в конструкции реле РТ-40 предусмотрен совместный ход подвижного и неподвижного контактов и специальное устройство — гаситель вибрации 7 (рис. 1,а), представляющий собой барабанчик, заполненный хорошо просушенным кварцевым песком. При любом ускорении подвижной системы песчинки приходят в движение и часть сообщенной якорю энергии тратится на преодоление сил трения между песчинками.