Тема 3. Системный подход к управлению. Содержание

Предисловие................................................................................................................................................................................................................... 3

Тема 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА.............................................................................................................. 7

1.1. Состояние и стратегические тенденции развития экономики некоторых стран.............................. 7

1.2. ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГОМ.................. 14

1.3. ЦЕПОЧКА: ПОТРЕБНОСТИ, ЦЕННОСТИ, ТОВАРЫ, РЫНКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ........................................................................ 16

1.3.1. Потребности............................................................................................................................................................................................ 16

1.3.2. Ценности................................................................................................................................................................................................... 21

1.3.3. Товары....................................................................................................................................................................................................... 27

1.3.4. Рынки......................................................................................................................................................................................................... 32

1.4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПЕРВАЯ СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОБЪЕКТОВ И ПЕРВАЯ ОБЩАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................................................................................................. 33

1.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА.................................................................................... 39

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................................................................. 40

ТЕМА 2. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА........................ 41

2.1. ПОНЯТИЯ "КОНКУРЕНЦИЯ", "КАЧЕСТВО", "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ", "КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА"..................................................................................................................................................................................................................................... 41

2.2. ЗАКОН ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ КАК ЭКОНОМИИ СУММЫ ПРОШЛОГО, ЖИВОГО И БУДУЩЕГО ТРУДА............. 47

2.3. Основы измерения конкурентоспособности РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ..................................................................... 53

2.3.1. Товар.......................................................................................................................................................................................................... 53

2.3.2.Организация-производитель............................................................................................................................................................... 55

2.3.3. Страна....................................................................................................................................................................................................... 61

2.3.4. Отрасль, регион (республика, край, область и т.п.)...................................................................................................................... 67

2.3.5. Исходные данные для расчета и анализа конкурентоспособности....................................................................................... 68

2.4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА КОНКУРЕНЦИИ....................................................................................................................... 70

2.5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ................. 71

2.6. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕКТОВ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ........................ 73

2.7. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ........ 78

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................................................................. 86

ТЕМА 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ.............................................................................................................................. 86

3.1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА............................................................................................................................................... 86

3.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ................................................................................................................................................................... 90

3.3. СВОЙСТВА СИСТЕМ.................................................................................................................................................................................. 92

3.4. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.................................................................................................................... 96

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 105

ТЕМА 4. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ.............................................................................................................................. 105

4.1. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД........................................................................................................................................................................ 106

4.2. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................. 107

4.3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД............................................................................................................................................................ 107

4.4. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД................................................................................................................................................ 109

4.5. НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД...................................................................................................................................................................... 115

4.6. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД..................................................................................................................................................................... 119

4.7. ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД.............................................................................................................................................................. 121

4.8. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................... 122

4.9. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД.......................................................................................................................................................................... 123

4.10. ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД....................................................................................................................................................... 124

4.11. ДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОД..................................................................................................................................................................... 124

4.12. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................ 125

4.13. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................. 126

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 127

ТЕМА 5. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕЕ КОМПОНЕНТОВ................................................................................................................................................................................................... 128

5.1. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА................................................................................................. 128

5.2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА СИСТЕМЫ.............................................................................................................................................................. 130

5.2.1. Макросреда........................................................................................................................................................................................... 131

5.2.2. Инфраструктура региона.................................................................................................................................................................. 133

5.2.3. Микросреда организации.................................................................................................................................................................. 137

5.3. ПОДСИСТЕМА НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ.................................................................................................... 139

5.4. ЦЕЛЕВАЯ ПОДСИСТЕМА....................................................................................................................................................................... 149

5.5. ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА................................................................................................................................................ 149

5.5.1. Правовое обеспечение........................................................................................................................................................................ 149

5.5.2. Методическое обеспечение.............................................................................................................................................................. 151

5.5.3. Ресурсное обеспечение...................................................................................................................................................................... 152

5.5.4. Информационное обеспечение........................................................................................................................................................ 153

5.6. УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА........................................................................................................................................................... 154

5.6.1. Повышение качества товаров.......................................................................................................................................................... 154

5.6.2. Ресурсосбережение............................................................................................................................................................................. 167

5.6.3. Повышение качества сервиса товаров.......................................................................................................................................... 170

5.6.4. Развитие производства....................................................................................................................................................................... 172

5.6.5. Расширение рынка сбыта товаров.................................................................................................................................................. 181

5.7. УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА......................................................................................................................................................... 182

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 189

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ................................................................. 189

6.1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ......................................................... 190

6.2. МЕТОДЫ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ................................................................................................................................................................. 196

6.3. ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ............................................................................................................................................................ 198

6.4. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ.......................................................................................................................................................................... 200

6.5. СУЩНОСТЬ НОРМАТИВНОГО, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО, ИНДЕКСНОГО МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ... 203

6.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ........................................................................................................................ 206

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 207

ТЕМА 7. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ И ДРУГИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ....................................................................................................................................................................................................................................... 208

7.1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА............................................................................................................................................... 208

7.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА........................................................................................................................................................... 211

7.3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ........................................................................................................................... 216

7.4. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА (ФСА)................................................................................................................................................................................................................................... 221

7.5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА (НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ).............................................................. 222

7.5.1. Подготовительный этап..................................................................................................................................................................... 222

7.5.2. Информационный этап....................................................................................................................................................................... 222

7.5.3. Аналитический этап............................................................................................................................................................................ 224

7.5.4. Творческий этап................................................................................................................................................................................... 230

7.5.5. Исследовательский этап.................................................................................................................................................................... 231

7.5.6. Рекомендательный этап..................................................................................................................................................................... 232

7.5.7. Этап внедрения..................................................................................................................................................................................... 232

7.6. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ........................................................................................................................................... 233

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 240

ТЕМА 8. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ........................................ 240

8.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ...................................................................... 241

8.2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА........................................................... 245

8.4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО СБЫТУ ТОВАРА..................................................................................................................... 252

8.4.1. Экономическая роль каналов сбыта.............................................................................................................................................. 252

8.4.2. Вертикальная структура сбытового канала................................................................................................................................ 255

8.4.3. Стратегии охвата рынка.................................................................................................................................................................... 257

8.4.4. Коммуникационные стратегии в канале сбыта.......................................................................................................................... 258

8.4.5. Стимулирование сбыта...................................................................................................................................................................... 258

8.5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА СЕРВИСА ТОВАРА................................................................................................................. 260

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 263

ТЕМА 9. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕН........................................................................................................................ 264

9.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЦЕН...................................................................................................................................................................... 264

9.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН........................................................................................................... 265

9.3. ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................................................................... 267

9.4. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН.................................................................................................................................................. 273

9.5. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ...................................................................................................................................... 275

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 277

ТЕМА 10. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ............................................................... 278

10.1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ................................................................................... 278

10.2. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ............. 280

10.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПОСТАВИМОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.............................................................................. 281

10.4. ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ............................................................................................................................ 291

10.5. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ............................................................................................................................................. 296

10.6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ......................................................................................................................... 297

10.7. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РСШЕМЫЙ.................................................................................................. 301

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 306

ТЕМА 11. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.............. 306

11.1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ.............................................................................................. 306

11.1.1. Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру......................................................................................... 306

11.1.2. Анализ конкурентных преимуществ на основе идей Ж.-Ж. Ламбена................................................................................ 312

11.1.5. Конкурентные преимущества организации............................................................................................................................... 318

11.2. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И ОРГАНИЗАЦИИ..................................... 320

11.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ................................................................. 323

11.4. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................................... 331

11.5. ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЕЙ НОВШЕСТВ И ИННОВАЦИЙ............................................................................................... 334

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 337

ТЕМА 12. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЕЕ СТРАТЕГИИ................. 338

12.1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ.................................................................................... 338

12.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ....................................................................................................... 342

12.3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ И КОМПЛЕКСНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 344

12.4. СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.................................................................................................................... 355

12.5. ОРГАНИЗАЦИЯ НИОКР......................................................................................................................................................................... 360

12.5.1. Задачи, принципы НИОКР.............................................................................................................................................................. 360

12.5.2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации................................................................................ 362

12.5.3. Основы инновационного проектирования................................................................................................................................. 364

12.5.4. Экспертиза инновационных проектов......................................................................................................................................... 366

12.6. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..................................................................................... 370

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 372

ТЕМА 13. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ........................................... 373

13.1. ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЕМ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ................... 373

13.2. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ И ОПЕРОГРАММЫ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ...................................................................... 375

13.3. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СРОКАМ, КАЧЕСТВУ, ЗАТРАТАМ........... 377

13.4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.................................................................... 378

13.5. МОТИВАЦИЯ СОБЛЮДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА И НОРМАТИВОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................................................................... 380

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 381

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ............................................................................................................................................................................... 381

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................................................................................................................. 403


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: