Предисловие................................................................................................................................................................................................................... 3
Тема 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА.............................................................................................................. 7
1.1. Состояние и стратегические тенденции развития экономики некоторых стран.............................. 7
1.2. ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГОМ.................. 14
1.3. ЦЕПОЧКА: ПОТРЕБНОСТИ, ЦЕННОСТИ, ТОВАРЫ, РЫНКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ........................................................................ 16
1.3.1. Потребности............................................................................................................................................................................................ 16
1.3.2. Ценности................................................................................................................................................................................................... 21
1.3.3. Товары....................................................................................................................................................................................................... 27
1.3.4. Рынки......................................................................................................................................................................................................... 32
|
|
1.4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПЕРВАЯ СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОБЪЕКТОВ И ПЕРВАЯ ОБЩАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................................................................................................. 33
1.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА.................................................................................... 39
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................................................................. 40
ТЕМА 2. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА........................ 41
2.1. ПОНЯТИЯ "КОНКУРЕНЦИЯ", "КАЧЕСТВО", "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ", "КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА"..................................................................................................................................................................................................................................... 41
2.2. ЗАКОН ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ КАК ЭКОНОМИИ СУММЫ ПРОШЛОГО, ЖИВОГО И БУДУЩЕГО ТРУДА............. 47
2.3. Основы измерения конкурентоспособности РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ..................................................................... 53
2.3.1. Товар.......................................................................................................................................................................................................... 53
2.3.2.Организация-производитель............................................................................................................................................................... 55
2.3.3. Страна....................................................................................................................................................................................................... 61
2.3.4. Отрасль, регион (республика, край, область и т.п.)...................................................................................................................... 67
2.3.5. Исходные данные для расчета и анализа конкурентоспособности....................................................................................... 68
|
|
2.4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА КОНКУРЕНЦИИ....................................................................................................................... 70
2.5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ................. 71
2.6. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕКТОВ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ........................ 73
2.7. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ........ 78
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................................................................. 86
ТЕМА 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ.............................................................................................................................. 86
3.1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА............................................................................................................................................... 86
3.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ................................................................................................................................................................... 90
3.3. СВОЙСТВА СИСТЕМ.................................................................................................................................................................................. 92
3.4. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.................................................................................................................... 96
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 105
ТЕМА 4. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ.............................................................................................................................. 105
4.1. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД........................................................................................................................................................................ 106
4.2. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................. 107
4.3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД............................................................................................................................................................ 107
4.4. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД................................................................................................................................................ 109
4.5. НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД...................................................................................................................................................................... 115
4.6. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД..................................................................................................................................................................... 119
4.7. ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД.............................................................................................................................................................. 121
4.8. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................... 122
4.9. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД.......................................................................................................................................................................... 123
4.10. ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД....................................................................................................................................................... 124
4.11. ДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОД..................................................................................................................................................................... 124
4.12. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................ 125
4.13. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД................................................................................................................................................................. 126
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 127
ТЕМА 5. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕЕ КОМПОНЕНТОВ................................................................................................................................................................................................... 128
5.1. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА................................................................................................. 128
5.2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА СИСТЕМЫ.............................................................................................................................................................. 130
5.2.1. Макросреда........................................................................................................................................................................................... 131
5.2.2. Инфраструктура региона.................................................................................................................................................................. 133
5.2.3. Микросреда организации.................................................................................................................................................................. 137
|
|
5.3. ПОДСИСТЕМА НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ.................................................................................................... 139
5.4. ЦЕЛЕВАЯ ПОДСИСТЕМА....................................................................................................................................................................... 149
5.5. ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА................................................................................................................................................ 149
5.5.1. Правовое обеспечение........................................................................................................................................................................ 149
5.5.2. Методическое обеспечение.............................................................................................................................................................. 151
5.5.3. Ресурсное обеспечение...................................................................................................................................................................... 152
5.5.4. Информационное обеспечение........................................................................................................................................................ 153
5.6. УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА........................................................................................................................................................... 154
5.6.1. Повышение качества товаров.......................................................................................................................................................... 154
5.6.2. Ресурсосбережение............................................................................................................................................................................. 167
5.6.3. Повышение качества сервиса товаров.......................................................................................................................................... 170
5.6.4. Развитие производства....................................................................................................................................................................... 172
5.6.5. Расширение рынка сбыта товаров.................................................................................................................................................. 181
5.7. УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА......................................................................................................................................................... 182
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 189
ТЕМА 6. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ................................................................. 189
6.1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ......................................................... 190
|
|
6.2. МЕТОДЫ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ................................................................................................................................................................. 196
6.3. ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ............................................................................................................................................................ 198
6.4. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ.......................................................................................................................................................................... 200
6.5. СУЩНОСТЬ НОРМАТИВНОГО, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО, ИНДЕКСНОГО МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ... 203
6.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ........................................................................................................................ 206
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 207
ТЕМА 7. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ И ДРУГИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ....................................................................................................................................................................................................................................... 208
7.1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА............................................................................................................................................... 208
7.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА........................................................................................................................................................... 211
7.3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ........................................................................................................................... 216
7.4. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА (ФСА)................................................................................................................................................................................................................................... 221
7.5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА (НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ).............................................................. 222
7.5.1. Подготовительный этап..................................................................................................................................................................... 222
7.5.2. Информационный этап....................................................................................................................................................................... 222
7.5.3. Аналитический этап............................................................................................................................................................................ 224
7.5.4. Творческий этап................................................................................................................................................................................... 230
7.5.5. Исследовательский этап.................................................................................................................................................................... 231
7.5.6. Рекомендательный этап..................................................................................................................................................................... 232
7.5.7. Этап внедрения..................................................................................................................................................................................... 232
7.6. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ........................................................................................................................................... 233
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 240
ТЕМА 8. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ........................................ 240
8.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ...................................................................... 241
8.2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА........................................................... 245
8.4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО СБЫТУ ТОВАРА..................................................................................................................... 252
8.4.1. Экономическая роль каналов сбыта.............................................................................................................................................. 252
8.4.2. Вертикальная структура сбытового канала................................................................................................................................ 255
8.4.3. Стратегии охвата рынка.................................................................................................................................................................... 257
8.4.4. Коммуникационные стратегии в канале сбыта.......................................................................................................................... 258
8.4.5. Стимулирование сбыта...................................................................................................................................................................... 258
8.5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА СЕРВИСА ТОВАРА................................................................................................................. 260
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 263
ТЕМА 9. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕН........................................................................................................................ 264
9.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЦЕН...................................................................................................................................................................... 264
9.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН........................................................................................................... 265
9.3. ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................................................................... 267
9.4. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН.................................................................................................................................................. 273
9.5. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ...................................................................................................................................... 275
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 277
ТЕМА 10. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ............................................................... 278
10.1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ................................................................................... 278
10.2. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ............. 280
10.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПОСТАВИМОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.............................................................................. 281
10.4. ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ............................................................................................................................ 291
10.5. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ............................................................................................................................................. 296
10.6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ......................................................................................................................... 297
10.7. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РСШЕМЫЙ.................................................................................................. 301
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 306
ТЕМА 11. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.............. 306
11.1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ.............................................................................................. 306
11.1.1. Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру......................................................................................... 306
11.1.2. Анализ конкурентных преимуществ на основе идей Ж.-Ж. Ламбена................................................................................ 312
11.1.5. Конкурентные преимущества организации............................................................................................................................... 318
11.2. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И ОРГАНИЗАЦИИ..................................... 320
11.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ................................................................. 323
11.4. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................................... 331
11.5. ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЕЙ НОВШЕСТВ И ИННОВАЦИЙ............................................................................................... 334
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 337
ТЕМА 12. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЕЕ СТРАТЕГИИ................. 338
12.1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ.................................................................................... 338
12.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ....................................................................................................... 342
12.3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ И КОМПЛЕКСНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 344
12.4. СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.................................................................................................................... 355
12.5. ОРГАНИЗАЦИЯ НИОКР......................................................................................................................................................................... 360
12.5.1. Задачи, принципы НИОКР.............................................................................................................................................................. 360
12.5.2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации................................................................................ 362
12.5.3. Основы инновационного проектирования................................................................................................................................. 364
12.5.4. Экспертиза инновационных проектов......................................................................................................................................... 366
12.6. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..................................................................................... 370
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 372
ТЕМА 13. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ........................................... 373
13.1. ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЕМ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ................... 373
13.2. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ И ОПЕРОГРАММЫ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ...................................................................... 375
13.3. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СРОКАМ, КАЧЕСТВУ, ЗАТРАТАМ........... 377
13.4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.................................................................... 378
13.5. МОТИВАЦИЯ СОБЛЮДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА И НОРМАТИВОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................................................................... 380
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................................................................................................ 381
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ............................................................................................................................................................................... 381
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................................................................................................................. 403