Перечень психогенных потребностей (needs; n) по Мюррею, в порядке латинского алфавита

1. п. Abasement (n Aba) унижения

2. n. Achievement (n Ach) достижения

3. n. Affiliation (n Aff) аффилиации

4. n. Aggression (n Agg) агрессии

5. n. Autonomy (n Auto) независимости

6. n. Counteraction (n Cnt) противодействия

7. n. Deference (n Def) уважения

8. n. Defendance (n Dfd) защиты

9. n. Dominance (n Dom) доминирования

10. n. Exhibition (n Exh) привлечения внимания к себе

11. n. Harmavoidance (n Harm) избегания вреда

12. n. Infavoidance (n Inf) избегания неудач

13. n. Nurturance (n Nur) покровительства

14. n. Order (n Ord) порядка

15. n. Play (n Play) игры

16. n. Rejection (n Rej) неприятия

17. n. Sentience (n Sen) осмысления

18. n. Sex (n Sex) сексуальных отношений

19. n. Succorance (n Suс) поиска помощи (зависимости)

20. n. Understanding (n Und) понимания

Следующие потребности были постулированы, но систематически не исследовались:

n. Acquisition (n Асq)приобретения

n. Blamavoidance (n Вlam)избегания обвинений

n. Cognizance (n Сод)познания

n. Construction (n Соns)созидания

n. Exposition (n Ехр)разъяснения (обучения)

n. Recognition (n Рес)признания

n. Retention (n Реt)сохранения (бережливости)

Особенно это касалось содержательного разграничения отдельных вторичных потребностей (см. табл. 3.3).

27 сотрудников Гарвардской психологической клиники — психологи и психиатры — наблюдали испытуемых в этих ситуациях и регистрировали повторяющиеся проявления сильно выраженного у ряда людей мотива, кроме того, создавались ситуации, актуализировавшие индивидуально слабовыраженные мотивы. Диапазон исследовательских ситуаций простирался от интервью, письменных автобиографий и воспоминаний детства до включавших разнообразные тестовые методы

экспериментов по уровню притязаний и памяти. Особого упоминания заслуживает разработанный Мюрреем Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Под влиянием специальных содержательных стимулов в виде предъявляемых картинок испытуемый должен рассказать придуманные им истории, которые затем подвергаются анализу под углом зрения актуализуемых в них потребности, давления и темы. Специально разработанная форма этой методики сыграла большую роль в объективации и измерении мотивов, создав тем самым предпосылки для интенсивного экспериментального исследования отдельных мотивов, в частности мотива достижения.

Так возникла известная альтернатива умозрительным классификациям

мотивов. Отдельные потребности из списка Мюррея были взяты другими авторами за образец при создании измерительных методик, будь то опросники или методики тематической интерпретации. Такие мотивы, как потребность в достижении (n Ach), потребность в аффилиации (n Aff) и потребность в доминировании (последнее время употребляется название «потребность власти» — n Power) благодаря начатым в 50-е гг. экспериментальным исследованиям мотивации были очень хорошо изучены.В чем состоит вклад Мюррея? Он свел воедино и классифицировал ряд различных теоретических подходов, причем именно тех, что оказались важными для объяснения поведения, разработал систему понятий, которая использовалась исследователями при построении теорий и измерении мотивов. Однако его собственные построения нельзя назвать теорией. Между многочисленными эмпирическими и гипотетическими переменными им не постулируется каких-либо специфических отношений.

Перечень потребностей возник в результате решительной попытки осуществить описание и объяснение динамики поведения в самых разных ситуациях и на больших временных интервалах. Основанное на анализе условий предсказание поведения на ограниченных отрезках, не говоря уже о спецификации взаимодействия «потребность—

Давление», не было, очевидно, возможным в рамках столь глобального подхода.

Мюррей преодолел в объяснении поведения с первого взгляда унаследованную от Мак-Дауголла и позже методически подкрепленную Кеттеллом односторонность теоретико-личностного подхода. Он стоял уже на позициях современного интеракционизма. Представления о желаемых последствиях действий (потребность) и воспринимаемых возможностях ситуации (давление) свелись к понятию темы, или, как бы мы сейчас сказали, класса эквивалентных для данного индивида ситуаций деятельности. Его Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позднее позволил осуществить прорыв в область измерения мотивов [D. McClelland et al., 1953].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: