Технология организации проектной деятельности

В организации и реализации проектной деятельности огромное значение имеет учитель. Известный педагог С. Т. Шацкий выделял ряд требований к учителю, использующему в своей деятельности метод проектов:

- настраиваться на восприятие общих дел глазами детей, подчиняться их решению, делать всё вместе с детьми и на виду у них;

- проявлять терпимость, сострадание, оказывать ненавязчивое влияние через авторитет;

- быть интересным для учеников и уметь передавать свои знания, увлечения, вкусы.

Имея большой опыт работы с проектами, британский методист Том Хатчинсон вывел так называемые «золотые» правила, предписанные учителю для организации учебной деятельности при использовании метода проектов:

1. Перед тем как начинать какую-либо деятельность, следует убедиться в том, что каждый ученик понял то, что он должен делать.

2. Необходимо регулярно использовать на уроках технические средства, чтобы облегчить школьникам усвоение содержания.

3. Не следует спешить. У учителя должно быть достаточно времени для объяснения и демонстрации материала. Полезным будет выполнение упражнений более одного раза. Таким образом, ученики больше практикуются и переходят к следующему упражнению с ощущением успеха, потому что вторично они, вероятно, выполнили его правильно.

4. Следует вовлекать обучающихся в работу. Они должны как можно больше отвечать. В этом случае у учителя будет возможность установить, есть ли какие-либо проблемы.

5. Присутствие шума будет означать, что ученик и работают. Но это должен быть рабочий шум. Его не следует опасаться, так как подобная активность помогает работе.

6. Не следует сдаваться, если что-то не получается. Нужно настаивать на том, чтобы обучающиеся делали всё внимательно. Не рекомендуется так же отменять задание, если им непонятно, что от них требуется, нужно им разъяснить или показать непонятное снова. Учитель должен рассматривать любую возникающую в процессе работы над проектом проблему.

7. Следует заставить ученика думать, не говорить ему то, что он уже знает или может вывести сам. Это научит большему.

Немаловажным при организации проектной деятельности являет подбор объектов проектной деятельности. Поэтому при подборе объектов проектной деятельности и ее организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди которых наиболее существенными являются:

- творческий характер постановки и решения задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

- интерес школьников к проблеме, потребность в её решении;

- приобретение учащимися новых знаний, освоение новых способов деятельности, формирование учебных действий, необходимых для выполнения проекта;

- личностная и социальная значимость проекта;

- обеспечение субъективной позиции учащихся;

- самостоятельная деятельность школьников;

- использование различных средств, обеспечивающих исследовательский,

творческий характер деятельности;

- практическая направленность и осуществимость проекта.

Результат и работа над проектом будет складываться при взаимодействии различных факторов, одним из факторов будут выступать требования, другим же фактором можно назвать условия проектной деятельности, которые необходимо создать при организации и проведении проекта. Условиями будут являться:

· Использование, закрепление ранее приобретенных универсальных учебных действий, социального опыта при решении проблем;

· Диалоговый и гибкий характер взаимодействия педагога и ребенка в процессе выполнения проекта, основанного на вопросах, побуждающих ребенка к добровольному поиску, выбору способов самостоятельной познавательной деятельности;

· Наличие необходимых материально-технических средств;

· Соответствие проекта экономическим и экологическим требованиям;

· Обеспечение безопасных условий деятельности детей;

· Использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями и т.д.

Успешность реализации вышеизложенных принципов организации проектной деятельности в первую очередь зависит от характера взаимодействия педагогов и школьников. Главная функция педагога – управление самостоятельной познавательной деятельностью детей. Он сопровождает работу ребенка над проектом, выполняя роль тьютора, координатора, консультанта, эксперта, побуждает ребенка искать, размышлять, самостоятельно решать задачи, выдвигать идеи, добиваться намеченного результата, создаёт ситуацию для достижения успеха и ощущение ответственности каждого ребенка.

Учителю важно уяснить, что он не объясняет новый материал, а создает условия для реализации мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Ученик же оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления определенных трудностей, так как готовые знания отсутствуют. Он сам определяет проблему, ищет ответ на поставленный вопрос и принимает решение, выстраивает взаимоотношения с людьми на основе диалога и сотрудничества, оценивает и анализирует свою деятельность.

В проектной деятельности важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом коллективе есть ученики с различными способностями. Успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать ученику и привести его к принятию собственного решения. Важно учить детей работе с различными информационными ресурсами: текстовыми, изоматериалами, видеоматериалами, электронными носителями. Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур.

Результатами проектной деятельности могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека [1, с. 28-29].

Для получения необходимых результатов проектной деятельности важно, чтобы при выполнении проекта учащиеся и учитель знали основные этапы проектного обучения, которые бы помогали и направляли их на достижение целей за короткий промежуток времени.

Такие авторы как М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова обозначают два подхода, определяющие этапы работы над проектом.

1. В таблице 1.3 можно увидеть конструкторский подход, который включает в себя поисковый, конструкторский, технологический и заключительный этапы выполнения проекта.

2. Педагогический подход заключается в выборе темы, формировании варианта проблем, распределении задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза.

Таблица 1.3 - Основные этапы проектного обучения [1,c.21-22]

Этапы выполнения проекта Задачи, решаемые учащимися Деятельность учащихся Деятельность учителя Формы и методы обучения
1.Поисковый -поиск и анализ проблемы; -выбор темы проекты; -планирование проектной деятельности по этапам; -сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта. -обсуждают проблему с учителем и сверстниками; -формулируют задачи; -уточняют, и анализировать информацию; -устанавли-вают цели и выбирают план действий; -проводят исследования, фиксируют результаты -мотивирует учащихся; -ставит перед участниками проблему и организует её обсуждение, объясняет цели проекта; -наблюдает, консультирует -проблемная беседа; -рассказ; -консульта-ция; -самостоя-тельная работа; -экскурсия
2.Конструкторский -поиск оптимального решения задачи проекта; -исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна; -выбор технологии изготовления; -экономическая оценка; -экологическая экспертиза; -составления конструкторской и технологической документации -работают с информацией; -проводят синтез, анализ и оценку идей; -выполняют графические работы; -оформляют документацию -организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; -высказывает предположения; -помогает в выборе решений; -советует (по просьбе); -рекомен-дует; -наблюдает; -консульти-рует; -беседа; -дискуссия; -«мозговой штурм»; -дизайн-анализ; -ролевая игра; -самостоя-тельная работа.
3.Технологический -составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; -выполнение запланированных технологических операций; -текущий контроль качества; -внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию; -выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделию; -осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; -проводят контроль качества обработки деталей изделия; -обеспечивает материальную базу; -косвенно руководит деятельностью учащихся; -организует и коорди-нирует процесс изготовления; -знакомит с новыми приёмами обработки материалов; -консуль-тирует, советует -беседа; -показ; -упражне-ние; -самостоя-тельная работа; -практиче-ская работа.
4.Заключительный -оценка качества выполнения изделия; -анализ процесса и результатов выполнения проекта; -изучение возможности использования результатов проектирования -осуществляют самоанализ и дают самооценку результатов проектирования; -готовят документацию к защите; -защищают проект; -участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта; -консуль-тирует; -оказывает помощь; -организует защиту и обсуждение проектов; -слушает; -участвует в анализе и оценке результатов проекта; -аргумен-тированно оценивает работу учащихся над проектом -беседа; -дискуссия; -консуль-тация; -деловая игра; -имитаци-онно-деятельностная игра

В приложении 2 видно, что помимо основных этапов проектной деятельности выделяют этапы проектной деятельности школьников, в которых присутствуют мотивационно-целевой, исследовательский, проектировочный, технологический, практический, контрольно-корректирующий, презентационный и аналитико-рефлексивный этапы. Этот подход наиболее понятен, полно отражает этапы проектного обучения, обобщает деятельность учителя и учащихся на каждом определенном этапе. Данная таблица может быть использована как алгоритм деятельности учащихся, или же учителя на определенных этапах проектной деятельности.

Сравнивая различные варианты определения этапов проектной деятельности, можно увидеть, что все авторы предлагают сходную логику построения проектной деятельности школьников. Различия чаще всего связаны со степенью детализации рассмотрения этих этапов, особенностями учебного предмета, вида проектной деятельности либо зависят от того, с чьих позиций представлена проектная деятельность: с позиции ребёнка или с позиции педагога.

Помимо требований, условий, этапов организация проектной деятельности учащихся так же предусматривает использование самых разных средств (методов, приёмов, технологий), которые обеспечивают высокий уровень мотивации детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей к её реализации, стимулируют активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.

В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий.

Прежде всего, педагогу необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающего добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе.

При организации и выполнении того или иного проекта учитель сталкивает с рядом трудностей, которые можно выразить через достоинства и недостатки проектного обучения. В таблице 1.4 продемонстрированы часто встречающиеся, и наиболее значимые достоинства и недостатки.

Таблица 1.4 - Достоинствами и недостатками проектного обучения [30, c.17-18]

Достоинства Недостатки
1.Учитель при организации проектной деятельности опирается на уже имеющийся опыт обучающихся; 2.Учитель учитывает собственный путь школьника в поисках истины; 3.Проектируя школьники учатся выделять коллективную и собственную цели деятельности, соотносить поставленную цель в условия её достижения; 4.Учащиеся проявляют инициативу, творчество, самостоятельность, разрабатывают систему и план действий. 1.При реализации долгосрочных проектов неравномерно распределяется нагрузка обучающихся и учителя. 2.При разработке все типов проектов увеличивается нагрузка обучающихся, а на этапе оценки проекта, наоборот, увеличивается нагрузка учителя; 3.На этапе подготовки проекта к презентации возрастает эмоциональное, умственное напряжение школьников, у них появляется боязнь не уложиться в установленные сроки; 4.Не умеют самостоятельно планировать свою деятельность.

При организации проектов учителю важно помнить, что он является не только организатором, но так же должен координировать, направлять деятельность обучающихся, а так же исполнять роль независимого эксперта.

Для наиболее объективного оценивания ввели понятие экспертная оценка проекта. Экспертная оценка является необходимым компонентом проекта. Она осуществляется с помощью логически выстроенной цепочки вопросов стандартизированного, формализованного характера, связанных с глубиной раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информативностью в соответствующей области, умением решать поставленные задачи. Кроме того, должны присутствовать вопросы, раскрывающие позицию субъекта – участника проекта: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д.

Экспертная оценка может даваться по 5-ти балльной, 10-балльной шкале или по различным диагностическим параметрам, включающим мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный аспекты.

Мотивационный аспект отражает увлечённость обучающихся проектом и их способность заинтересовать одноклассников проектной деятельностью различными способами: эмоциональными доводами, ярким оформлением результатов и т.д.

Ценностный аспект проявляется в демонстрации проблем, решаемых в проектной деятельности, а также системы ценностей, ориентированной на преобразование чего-либо.

Познавательный аспект отражает умение обучающихся оперировать географическими знаниями, показывать глубину погружения в проблему и творчески подходить к её решению, осуществлять междисциплинарный перенос знаний, корректно использовать методы исследования и обработки результатов.

Коммуникативный аспект проявляется в индивидуальной активности участников проекта, а также в умении отстаивать свою точку зрения и делать аргументированные выводы, проявлять эмпатию, оказывать помощь товарищам, принимать коллективные решения.

Организационный аспект выражается в умении планировать работу над проектом и чётко следовать составленному плану, в согласованности деятельности всех участников группы на каждом этапе, в способности оформлять эстетически результаты проекта.

При оценке групповой формы следует обратить внимание на:

1. Все ли члены группы активно работали над проектом;

2. Как распределялась работа между участниками группы;

3. Появился ли лидер в группе, и на каком этапе это произошло;

4. Как лидер взаимодействовал с остальной группой во время проектной деятельности;

5. Возникали ли проблемы в процессе работы, и каковы были их причины.

Во время работы над проектом выделяют промежуточную и итоговую оценки проекта, которые осуществляются либо учителем, либо независимым экспертом. Промежуточная оценка обычно даётся учителем на каждом этапе работы над проектом. Итоговая оценка осуществляется экспертами после совместного обсуждения проекта учителем или обучающимися, результаты доводятся до всех обучающих либо через стенгазету, либо через сайт [29,30, c. 35-38].

Далеко не все учителя умею и могут правильно оценить проекты учащихся, а связано это с тем, что проектная деятельность введена в обязательную деятельность совсем недавно, с принятием Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 2012году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: