Экспертиза при осуществлении таможенного контроля и её правовая основа

Таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования (Ст. 137 ТК ТС).

Целями таможенной экспертизы являются:

1. Выявление фактов недостоверного декларирования.

2. Установления подлинности документов, способа изготовления реквизитов документа, давности выполнения рукописной записи (текстов) и т.д.

3. Установление правильности взимания таможенных пошлин.

4. Установление качества товаров.

5. Исследования количественного и качественного состава товаров на предмет идентификации и соответствие ТН ВЭД ТС.

6. Установление соответствия товаров таможенной декларации.

7. Установление соответствия товаров нормам безопасности.

8. Оценка и согласование норм выхода продуктов переработки с учетом технологии используемой на таможенных территориях и других территориях.

9. Оценка наличия товаров в продуктах переработки (так как последние идут по другим таможенным пошлинам).

10. Исследования химического состава и физических свойств товаров.

11. Определение наличия в товаре запрещенных наркотических средств или средств для изготовления наркотиков, которые подлежат контролю.

12. Определение художественной и культурной ценности товаров.

Экспертиза назначается в тех случаях, когда для разъяснения возникших вопросов в процессе совершения таможенных операций требуются специальные познания.

Назначение экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

Экспертом может быть любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями в данной области.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, транспортных средств, а так же документов (таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных), необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, письменно уведомляется о назначении таможенной экспертизы таможенным органом не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении такой экспертизы.

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:

1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

данный список по своему содержанию не является исчерпывающим и может дополняться в соответствии с законодательством членов Таможенного союза.

Отказ оформляется в письменной форме с указанием причин отказа. Все представленные материалы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Срок проведения экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.

Срок может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа с указанием причин, за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В таком случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока.

Товар не может быть выпущен до получения заключения эксперта.

Срок проведения экспертизы может быть приостановлен. Срок приостановления не может превышать 10 рабочих дней. Список оснований приостановления, указанный в ТК ТС, также не является исчерпывающим.

Существует возможность выделить различные виды экспертиз:

в зависимости от содержания - идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая;

в зависимости от числа экспертов - единоличная, комиссионная, комплексная;

в зависимости о места в процессе таможенного контроля - первичная, дополнительная и повторная экспертизы.

Порядок повторной таможенной экспертизы на таможенной территории Таможенного союза определяется решением Комиссии Таможенного союза.

Взятие проб и образцов в большинстве случаев является частью операций, связанных с проведением экспертизы, но может рассматриваться в качестве самостоятельного способа таможенного контроля.

При отборе проб и образцов при необходимости могут присутствовать таможенные эксперты. При отборе проб и образцов составляется акт в двух экземплярах, один из которых подлежит вручению декларанту или лицу, обладающему полномочиями в отношении данных товаров. Пробы и образцы отбираться в минимальных количествах.

Пробы и образцы могут отбираться и в отсутствие декларанта либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. В данном случае отбор осуществляется в присутствии 2 понятых.

Таможенная экспертиза завершается составлением заключения эксперта.

В п. 1 ст. 142 ТК ТС указаны сведения, которые должны содержаться в заключении таможенного эксперта.

Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение, прилагаются к нему.

Если экспертиза проводилась несколькими экспертами, то заключение подписывается всеми и заверяется печатью организации, проводившей таможенную экспертизу.

Каждая страница заключения должна быть подписана и иметь печать.

Выводы излагаются в виде ответов на поставленные вопросы. Последовательность ответов соответствует последовательности вопросов.

Заключение оформляется в письменной форме в 2-х экземплярах. Один остается в организации, проводившей экспертизу, а второй направляется таможенному органу, по

запросу которого проводилась таможенная экспертиза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: