double arrow

Куликова Т.А. 2 страница


Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. со­держится в работахА.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова(1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспита­ние - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого вос­питания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848),А.И.Герцена (1812-1870),Н.И.Пирогова (1810-1881),Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах ука­занных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ре­бенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предло­жения к совершенствованию воспитания детей в семье, предпола­гающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.




Во второй половинеXIX- начале XX в. теория семейного вос­питания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудахК.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891),П.Ф.Лесгафта (1837-1909),П.Ф.Каптерева (1849-1922),М.И.Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассмат­ривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка.Подправильным воспитанием понимается всестороннее развитие само­деятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень се­мейного воспитания, о котором писали исследователи того перио­да, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые забо­тятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Роди­тельского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопро­са. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейно­го воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакциейП.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К со­жалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.



Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеа­лов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне револю­ции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обуслов­ленную социальными и национальными проблемами. Каковы на­циональные ценности семейного воспитания? Ученые(П.Ф.Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духов­но семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологиче­ски, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуаль­ность.



Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуаль­ными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, ин­дивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однаков первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией умень­шилось ее положительное влияние на семью и семейное воспита­ние. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспита­нию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых норматив­ных документов советского правительства о народном просвеще­нии, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

¯ Для любознательных

На I съезде по дошкольному воспитанию, который состоялся в апреле 1919 г., обсуждались задачи социального дошкольного воспитания в связи с новыми формами общественной жизни. Острую дискуссию вызвал вопрос об основном типе дошкольного учреждения. Официальная линия шла по пути создания дет­ских садов с длительным сроком пребывания детей. Объяснялось это необхо­димостью раскрепощения женщины-работницы, что отвечало требованиям программы Коммунистической партии. Некоторые из делегатов съезда, счи­тавшие семейное воспитание основой в формировании личности, отстаивали свой взгляд на назначение детского сада: это учреждение дополняющее домаш­нее воспитание, но не заменяющее его. Поэтому они предлагали сократить ра­бочий день матери, чтобы она имела возможность заниматься домашним вос­питанием собственных детей. Спор решили в пользу официальной линии сами женщины-работницы, присутствовали на съезде. Они высказывали опасение, что не смогут воспитать своих детей правильно, поскольку «невежественны,...ничего не видели...», прямо заявили, что не вернутся «к прежним горшкам и тряпкам».

В резолюции съезда был внесен пункт, согласно которому ребенок находится в детском саду все время «рабочего дня матери». На III съезде по дошкольному воспитанию (октябрь 1924 г.) было принято решение об организации при дет­ских садах вечерних групп (комнат) для детей, матери которых заняты общест­венной работой или учебой в вечернее время. Усиление темпов индустриализа­ции и коллективизации сельского хозяйства, переход предприятий на двух­трехсменную работу повлекли за собой создание новых типов дошкольных учреждений, которые полностью освобождали матерей-работниц и колхозниц для производственной работы и повышения квалификации. Организуются ве­черние группы, создаются круглосуточные дошкольные учреждения с недель­ным пребыванием детей.

Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с обществен­ным. В этом отношении исключение составляют работы Н.К.Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми.

Она страстно возражала против утверждения некоторых ради­калов от политики об отмирании семьи при социализме: все быто­вые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К.Крупская критиковала представленные на обсужде­ние общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых го­родках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Надеж­ды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, ор­ганизованный быт. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности.

Среди педагогических проблем, которые освещалА.С.Макарен­ко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического ми­ровоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С.Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.Мака­ренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрез­вычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педаго­гики и психологии началомэкспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П.Арнаутова, А.Я. Варга, О.П.Клыпа, Т.А.Маркова, В.Я.Титаренко, Я.А.Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на иссле­дование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания, как-то: становление начал коллективизма (Л.В.Загик), формирование нравственно-волевых качеств (В.П.Дуброва, Н.А.Стардубова, Х.А.Тагирова), заботливого отношения к ок­ружающим (И.С.Хоменко), взаимосвязь самооценок детей и родите­лей (М.М.Абрелева) и др. Предметом изучения стали различные ви­ды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра (Г.Н.Гришина, В.М.Иванова), труд (Д.О.Дзинтаре). Работы совре­менных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике до­машнего воспитания (С.В.Ковалев, А.В.Петровский, А.С. Спиваковская, О.А.Шаграева).

Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогиче­ской культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодейст­вия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его по­ведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).

Представляют известную ценностьдневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка. Некоторые из таких дневников опубликованы и заняли достойное место в фонде семей­ной педагогики. Представляют интерес книги Е.И.Конради «Испо­ведь матери» (дореволюционный период), В.К. Маховой «Просто счастье. (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши де­ти». С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С.Мухиной, «Дневник о развитии ребенка (от рож­дения до 8 лет)» Н.А.Менчинской и другие.

Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретиче­ских проблем располагает разнообразным и богатым как эмпири­ческим, так и экспериментальным материалом.

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призва­на изучать состояние, основные тенденции и закономерности вос­питания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:

разработка теоретических проблем семейного воспитания;

изучение опыта семейного воспитания;

внедрение научных достижений в практику семейного воспи­тания;

исследование путей повышения педагогической культуры роди­телей;

обоснование целесообразного соотношения семейного и обще­ственного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли пе­дагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осущест­вляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы, которые используются для изуче­ния семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку обще­ства. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях:тео­ретическомиэмпирическом.

Эмпирическим путем собирается фактический материал, ха­рактеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представ­ляют собой нечто реальное, конкретное из области изучаемых явлений, поэтому важно установить их и описать. В социальной действительности, клеточкой которой является семья, нет изоли­рованных фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и яв­лений домашнего воспитания в связи с другими социальными ха­рактеристиками семьи (например, особенности воспитания в за­висимости от состава семьи, ее типа и т.д.). Для сбора фактическо­го материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педа­гогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др. Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных про­блем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специаль­но созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в про­цесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспе­риментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

В последние годы широкое распространение получилисоциоло­гические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются психологические методы, которые углубляют и расширяют пред­ставления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близки­ми, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Уси­лия исследователя (социолога, психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д. Разработанаметодика изучения семьи глазами ребенкас помощью рисунков, наблюдения игр и дру­гих видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Для сбора и обработки полученного фактического материала применяютсяматематические методы: шкалирование, ранжирова­ние, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы. Количественные по­казатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими уче­ными. С развитием компьютерной техники расширились возмож­ности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный со­став, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). По­этому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция неко­торого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут рас­крыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качествен­ного анализа собранного фактического материала, но не подме­нять его.

Исследованиятеоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диа­лектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или косвенно представленвхудожественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углу­бить характеристику семьи, особенно в сравнительно-сопостави­тельном, ретроспективном планах. Например, в художественной литературе XVIII-XIX вв. содержится интересный материал о тра­дициях семейного воспитания, о деятельности домашних наемных педагогов (гувернеров, гувернанток, учителей), о взаимоотношени­ях поколений и т.д.

Таким образом, методы изучения семьи представляют собой ин­струменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются мно­гие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Задания

1. Составьте схему общих и различных признаков общественного и семейного воспитания

2. Схематично представьте источники семейной педагогики как самостоятельной отрасли педагогических знаний.

3. Изучите по работе П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитания ре­бенка и его значение» (М.,1991) принципы семейного воспитания (их автор называет «главные основания», они даны в главе «Семейная жизнь ребенка»), отметьте, какие принципы можно порекомендовать современным родителям.

4. Подберите пословицы о семье, домашнем воспитании, опреде­лите, какие из них доступны пониманию старших дошкольников. Продумайте педагогическую ситуацию (беседа с детьми, игры на бы­товую тематику, показ инсценировки, рассматривание иллюстратив­ного материала, чтение художественного произведения и т.д.), в кото­рой целесообразно использовать соответствующую пословицу, про­ведите работу и проанализируйте ее. Спланируйте последующую работу, которая будет служить дальнейшему осознанию детьми ино­сказательного смысла пословиц.

5. Прочитайте одну из книг, где представлен опыт семейного воспи­тания (В.С.Мухиной, Н.А.Менчинской, Б.А и Л.А.Никитиных, В.К.Ма­ховой), попытайтесь определить основные направления, методы и средства воспитания ребенка, оценить их эффективность.

6. Вспомните художественные произведения, в которых дается ха­рактеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отноше­ний и т.д.

ГЛАВА ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СЕМЬЯ И БРАК

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каж­дый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя по­пытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые су­щественные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак,семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родите­лей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку меж­личностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравне­нию с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный ин­ститут влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономиче­ских отношений, выступая одним из самых традиционных и устой­чивых социальных институтов.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе по­нятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути имеющие общее, не являются синонима­ми.

Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направлен­ного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин ). Цель брака заключается в создании семьи и рожде­нии детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родитель­ские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что

- брак и семья возникли в разные исторические периоды;

- семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супру­гов, но и их детей, других родственников или просто близких суп­ругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных от­ношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в от­дельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы чело­вечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня доско­нально изученными: в них остается много спорных вопросов. Обще­признанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенст­вованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным пле­менам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие от­ношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь пер­вобытного стада, для выживания которого требовались сплочен­ность и единство в обеспечении условий существования. В резуль­тате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали бес­порядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными род­ственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в ре­зультате чего стал формироваться род. Таким образом, в перво­бытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между муж­чиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между по­лами.

Возникновение родовой общины и функционирование группо­вого брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограниче­нию социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных от­ношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак ви­доизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лица­ми противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохрани­лась и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи га­ремного типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяй­ственной деятельности, социальных связей, что привело к даль­нейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочно­стью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются роди­тели, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоя­щая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регу­лироваться не только социальными, но и экономическими факто­рами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность же­ны обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью ста­новится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не толь­ко регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родите­лей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завер­шился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья станови­лись начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В.Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику от­цовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их миро­воззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Уста­новление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь до­стижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравствен­ное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической куль­туры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабили­зации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуля­торов (социальный контроль, общественное мнение, законы, эконо­мическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

ТИПЫ СЕМЕЙ

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом являетсяпатриархальная (тради­ционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойст­венников. В семье много детей, которые зависят от родителей, по­читают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, ко­торые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриар­хальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства на­родов индустриальных стран.Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоко­ленные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) послед­них. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая се­мья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.







Сейчас читают про: