Анкетный опрос (анкета)

Билет 1. Анкетный опрос как инструмент получения эмпирических данных. Область применения. Структура анкеты, последовательность вопросов, социально-демографический раздел.

Анкета – мощный инструмент, с помощью которого можно собрать огромный массив данных за относительно небольшое время. Это самый экономичный из всех методов, который позволяет различные виды математической и статистической обработки.

Метод опроса – основной столп социологии на достаточно долгие годы.

Опросы – это незаменимый прием получения информации о фактах поведенческих реакций людей, а также об их субъектном (личностном, внутреннем) мире – взглядах, мнениях, оценках и т.д.

Б. Докторов «Отцы-основатели». В книге описано, что в момент учебы Гэлоб посещал несколько специальных курсов по психологии.

Именно люди как участники социальных процессов и явлений, как субъекты социальной реальности, как носители знаний, представлений, убеждений, являются для социологов уникальным объектом исследования. Опрос может быть ориентирован на выявление свершившихся фактов. В анкете обязательно присутствует фактуальная часть – это и считается самой простой работой. Вторая часть (бОльшая по объему) касается вопросов: почему человек так поступил? Какие у него мысли\чувства\оценки?

Опрос представляется универсальным методом. Социологи могут спросить респондента о чем угодно, даже о том, чего не было в реальности. В анкете часто бывают прожективные (проективные) вопросы, т.е. выдуманные, не отвечающие объективной реальности. В силу внешней простоты формулировки вопросов есть возможности спросить о чем угодно. Этот метод используется и в среде непрофессионалов достаточно широко.

Метод опроса может стать основой для получения обоснованных результатов лишь в том случае, когда не только проведена теоретическая работа, когда использованы приемы перехода от теоретических понятий к эмпирическим референтам, но и осуществлены следующие приемы:

-пилотаж;

-использование параллельных-сравнительных данных;

-судейство (состоит из специалистов по данной проблеме);

-тесты на ложь (на внимание) и другие процедуры.

Искусство использования метода опроса состоит в том, чтобы знать о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам, где и как проводить опрос, как обрабатывать данные и как из полученных данных получить ответ не только на прямой вопрос, но и о более сложном явлении.

Анкетный опрос (анкета)

Опрос (анкета) – это метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Между теоретической схемой исследования и конкретным оформлением анкеты в виде текста вопросов прямого соответствия нет.

Анкетный опрос является инструментом измерения концептуальных положений исследования или отдельного его фрагмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: