Приоритетные направления российско-европейского межрегионального сотрудничества

Развитие международных связей регионов и региональной интеграции - важный фактор современной системы международных отношений. В стремительно глобализирующемся мире международные связи регионов позволяют находить и использовать новые формы политической кооперации, экономической интеграции и межкультурных взаимодействий, что открывает мировому сообществу новые перспективы. В определенном смысле развитие международных связей регионов свидетельствует о новой тенденции в эволюции современной системы международных отношений - стирании граней между внутренней и внешней политикой современных государств, когда стратегии развития регионального сотрудничества становятся важным фактором формирования внешнеполитического курса.

Российская Федерация и Европейский Союз являются ближайшими соседями, поэтому развитие международных связей регионов и региональной интеграции в последние годы становится важнейшим элементом российско-европейского сотрудничества. Россию и ЕС объединяет общая заинтересованность в строительстве процветающей Европы без разделительных линий. Российские политики и дипломаты не раз заявляли о том, что Россия стремится активно участвовать в развитии международных связей регионов в европейском направлении, добиваться более тесного сотрудничества в работе различных международных структур и региональных организаций. В свою очередь, европейские политики также выражают заинтересованность в развитии более тесного регионального сотрудничества с Россией. Как отмечает председатель 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1995), бывший премьер-министр Португалии Диогу Фрейташ ду Амарал, для европейцев очень важно сохранение конструктивных отношений с Россией, "в которых ЕС жизненно заинтересован". С ним согласен и аналитик, экс-председатель Еврокомиссии Жак Делор, который видит задачу ЕС и России в том, чтобы "продемонстрировать взаимную способность решать с помощью переговоров и соглашений те проблемы, которые стоят перед нами и всем миром".

В настоящее время действует целый ряд договоров и соглашений, регламентирующих отношений российско-европейского регионального сотрудничества. Так, еще в 1994 г. в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (ст. 73) было заявлено о намерении России и ЕС развивать прямые контакты между регионами и государственными структурами, ответственными за региональное развитие, уделяя особое внимание повышению уровня жизни и оздоровлению экономики проблемных регионов. Несколько позже, в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010), была поставлена задача использовать удлинившуюся границу России и ЕС для повышения трансграничного межрегионального сотрудничества и развития регионов обеих сторон до уровня стандартов еврорс-гионов1. В 2001 г. вступила в силу Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации2, которая определила цели и принципы деятельности региональных властей в этом направлении. Наконец, 22 июля 2002 г. был принят Федеральный закон № 91-ФЗ "О ратификации Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей", который открыл новые возможности для трансграничных региональных контактов между российскими и европейскими регионами.

В Европейском Союзе создана целая сеть институтов, организаций и фондов, призванных способствовать международному региональному сотрудничеству. Так, с 1985 г. действует Ассамблея европейских регионов (АЕР), объединяющая в настоящее время около 300 европейских регионов из 33 стран, а также межрегиональные организации. Россию в ней представляют Ингушетия, Карелия, Самарская область в качестве членов и Архангельская область в качестве наблюдателя. В принятой Ассамблеей "Стра-тегии-2000" определены следующие приоритетные задачи этой организации:

- ускорить процесс развития регионализации на Европейском континенте с целью создания "Европы регионов";

- способствовать развитию межрегионального сотрудничества, культурных, экономических и партнерских связей между регионами Европы путем передачи ноу-хау и обмена опытом.

Деятельность АЕР включает целый ряд программ: "ЦЕНТУРИО" - программа, направленная на совместное обучение кадров и обмен опытом; "ЕВРООДИССЕЙ" -программа, направленная на предоставление молодежи возможности интегрироваться в рынок труда благодаря опыту работы за рубежом; "Летняя школа" - форум по обмену опытом в области регионального развития в Европе.

Крупнейшей европейской организацией, объединяющей более 50 национальных ассоциаций городов, муниципалитетов и регионов (районов) из 37 стран, является Совет европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР). Эта организация, основанная в 1951 г., отстаивает право региональных властей участвовать в формировании политики Европейского Союза и Совета Европы, развивает отношения между местными и региональными властями через сотрудничество и породнение, занимается развитием связей между регионами европейских стран.

В 1975 г. была создана Ассоциация европейских приграничных регионов (АЕПР), которая но своему статусу является единственной общеевропейской организацией, объединяющей и представляющей интересы приграничных регионов стран Европы. Членами АЕПР в настоящее время являются 90 из 115 реально действующих еврорегионов. В своей деятельности АЕПР решает следующие задачи:

- анализирует проблемы, представляющие общий интерес для приграничных регионов;

- представляет интересы приграничных регионов в Евросоюзе и Совете Европы;

- координирует сотрудничество приграничных регионов;

- осуществляет обмен опытом и информацией но проблемам сотрудничества сопредельных регионов.

Что касается финансовой поддержки международного сотрудничества европейских регионов, то она осуществляется с помощью многочисленных программ и фондов ЕС и Совета Европы. В частности, в рамках ЕС были разработаны программы, призванные стимулировать трансграничное сотрудничество: ИНТЕРРЕГ - Трансевропейское сотрудничество для сбалансированного развития (Trans-European Co-operation For Balanced Development - INTERREG) и ТАСИС (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - TACIS; Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) - программа Европейского Союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ. Например, на период 2000-2006 гг. была принята программа ИНТЕРРЕГ III с бюджетом около 5 млрд евро. Среди других фондов, обеспечивающих финансирование сотрудничества регионов, можно назвать Европейский фонд регионального сотрудничества (FEDER), имеющим также весьма солидный бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: