Этот термин применим в ситуации, когда отвечают вопросом на вопрос. На посредственных семинарах по риторике, которые проходят под лозунгом «Кто спрашивает, тот и доминирует!», такой тип вопросов рекомендуется использовать, но в реальности эффективность этой «священной коровы» риторики сомнительна. Они играют позитивную роль, если с их помощью один из участников разговора хочет:
• связать вопрос с контекстом;
• уточнить цель заданного собеседником вопроса;
• уточнить контекст.
То есть позитивные встречные вопросы призваны подтвердить уже заданный вопрос или еще раз выявить намерения собеседника. Негативные цели риторических вопросов обнаруживаются, если вопрос, заданный собеседником:
• заставляет вас оправдываться;
• содержит ложное утверждение, касающееся ваших личных качеств, вашей компетентности или вашей компании;
• повышает напряженность ситуации и вызывает стресс.
На свете существуют глупые вопросы — куда от них денешься.
Встречные вопросы — одни из них.
|
|
Вспомните о глупом вопросе из журнала Profit, приведенном в
начале главы.
Но и в жизни подобных примеров достаточно. Руководитель
фирмы уже положил перед собой на стол контракт взял ручку
чтобы его подписать, но вдруг слышит заключительный вопрос
торгового представителя: «Надеюсь, теперь у нас действительно не
осталось нерешенных вопросов, или...»
Контракт остается неподписанным, заказ срывается. тот кто
некстати спрашивает, дезориентирует собеседника может ввести
его в замешательство. Такую глупость сделать нельзя? Как бы не
так! Можно, нас учат этому снова и снова. Те, кто сегодня
посещают нинги до диалектике, очень быстро узнают о силе
искусства постановки вопросов, однако тупики, в которые заводят
беседу пустые и ненужные расспросы, остаются за рамками
программы.
Еще один ложный вывод состоит в том, что встречные опросы в
стрессовых ситуациях могут снять напряжение. Как же на самом
деле?
Вот пример. Эксперт по маркетингу в конце своей презентации
отреагировал на высказывание о том, что его выступление не было
особо убедительным, таким вопросом: «Почему же?» В ответ он,
как говорится, получил от клиента «по полной программе»: ему по
пунктам перечислили все его ошибки, и у него не было времени,
чтобы что-то исправить. Своим ненужным вопросом эксперт
ещe более усугубил и без того негативное впечатление от
своего доклада.
Это называется Г. П. — Глупый Поступок.
Психиатр Арон Р. Боденхаймер называет такие скрытые
аспекты задаваемых вопросов «непристойными». «Потому
что, — говорит он, — за тридцать лет и разговоров, и
|
|
молчания я убедился в том, что могу оказать б о льшую помощь,
когда перестаю спрашивать и начинаю говорить
сам». Однако это высказывание справедливо лишь с учетом
контекста беседы.
Это не значит, что вы вообще должны перестать задавать вопросы. Просто нужно учитывать, что встречные вопросы являются контрпродуктивными, даже если они звучат в ответ на оскорбления или на вопросы, задаваемые с целью просто получить информацию. Они усугубляют критический аспект и напряженность в разговоре и ничего не проясняют.
Приведенные примеры показывают, что, несмотря на то что и в том, и в другом случае спрашивающий хотел всего лишь уточнить информацию, к сожалению, в реальности это вызвало активное неприятие и негативную реакцию собеседников. Так когда же следует спрашивать самому, а когда нужно сделать так, чтобы спрашивали вас? Если мною уже просчитаны возможные варианты ответов, когда можно предвидеть, куда повернется разговор, — мое положение в этой ситуации должно улучшаться и ни в коем случае не ухудшаться, поэтому я всегда помню о том, что знак вопроса — это знак присутствия интеллекта в коммуникации.
Итак, тот, кто знает, что встречные вопросы усиливают критичность по отношению к только что сказанному, будет избегать этих «скользких мест» и займет верную позицию в разговоре. Он будет удачно выбирать высказывания. Но этому тоже нужно учиться. Правильно сформулированные сообщения будут противоположностью встречным вопросам. Они могут быть, например, оценочными: «Итак, все вопросы выяснены, а здесь вы должны поставить подпись!» или: «Нет, это только с первого взгляда так кажется, но на самом деле... (следует формулировка своей позиции)».
Вопросы были и остаются главным средством коммуникации. Они позволяют умело направлять разговор в том случае, когда с их помощью восполняется дефицит информации, а иногда (но редко) помогают снизить напряженность во время беседы. Кстати, немногим знакома комбинация утверждение — вопрос: так называемый «расширенный вопрос». Мы часто наблюдаем, как, например, во время интервью журналист, желающий (некорректно) спровоцировать собеседника, спрашивает: «После того как вы завершили свою карьеру предпринимателя, у вас не было другого выбора, кроме как принять пост министра. Кстати, сколько зарабатывает министр?» Формула утверждение — вопрос здесь очевидна, однако тот, кто соглашается отвечать, тем самым дает собеседнику доминировать в разговоре. Причем так происходит в
90% случаев.
Примеры позитивных вопросов
• Что дало вам повод задать этот вопрос?
• Можно прежде услышать ваше мнение?
• Почему вы задаете мне этот вопрос?
Примеры негативных вопросов
• Вы что, меня за дурака принимаете?
• Как вы пришли к выводу, что я некомпетентен?
• Вы это сейчас серьезно сказали?
Поэтому при обсуждении нежелательных для вас тем откажитесь
от встречных вопросов и используйте выражения, содержащие
оценку. Еще пример:
«Почему конкуренты так отрицательно отзываются о вашей
компании?»
«Извините, но это утверждение основано на неверных данных.
Наша компания пользуется признанием конкурентов, нас высоко
ценят клиенты и о нас весьма позитивно отзывается пресса — и я с
удовольствием готов вам продемонстрировать это на нескольких
примерах».
Вывод
Встречные вопросы — это вопросы, а не ответы. Они не могут
заменить ответы.
Повторенные встречные вопросы не придают коммуникации
движущую силу.
Встречный вопрос как реплика в ответ на негативный вопрос
может спровоцировать развитие дискуссии в нежелательном
направлении.
Встречные вопросы служат для уточнения.
Встречные вопросы глупы, если требуют ответа, который вы не
хотите слышать, или заставляют вас давать развернутые
|
|
объяснения.
Встречные вопросы в неблагоприятной ситуации имеют смысл
только в сочетании с выражениями, содержащими прямую оценку,
но и при этом они могут усугубить негативные тенденции. Пример:
«Как вы пришли к такому ошибочному заключению?»
Упражнение
Пожалуйста, закройте книгу или отложите ее в сторону и объясните своими словами, в чем заключаются позитивные и негативные цели встречных вопросов. Напишите на отдельном листе по три позитивных и негативных встречных вопроса. При этом определите для них контекст!