Заочное отделение — 2 часа.
Учебные вопросы
1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости.
2. Коррекционно-педагогическая работа при задержке психического развития (ЗПР).
3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии.
4. Комплексная работа при детском церебральном параличе (ДЦП).
5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях.
6. Коррекция эмоциональных расстройств.
Список рекомендуемой литературы
1. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова. — М., 1999.
2. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман. — М., 1996.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова,
М.С. Певзнер. — М., 1973.
4. Воропаева, И.Г. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.Г. Воропаева. — М.,1993.
5. Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1981.
6. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред.
С.С. Ляпидевского. — М., 1960.
7. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст / Е.М.Мастюкова. — М., 1997.
|
|
8. Минаева,В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. — М., 1999. — 44 с.
9. Обучение детей с ЗПР / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
10. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста / Под ред. И.К. Романова. — М., 1993.
11. Стрелкова, Л.П. Игра и ее роль в эмоциональном развитии ребенка / Л.П. Стрелкова. — М., 1978.
12. Ступеньки развития. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры / Под ред. Н.Ю Боряковой, А.В. Окороковой. — М., 1999.
13. Шматко, Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. — 1998. — №3.
14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской. — М., 1990.
5.1. Коррекционно-педагогическая работа
при умственной отсталости
Умственная отсталость характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности (в большей степени логического мышления), вследствие органического поражения головного мозга. В зависимости от времени возникновения интеллектуального дефекта выделяются две формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.
При олигофрении имеет место раннее (до трёх лет) недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными факторами или неблагоприятными факторами социальной среды, воздействующими в пренатальный период развития, во время родов или в течение первых трёх лет жизни. Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.
|
|
Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в невозможности перехода к абстрактно-логическим формам мышления.
Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции произвольности и логичности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения.
Деменция представляет собой распад ранее сформированных психических функций и невозможность приобретения новых.
Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения интеллектуального и эмоционального развития. Кроме того, характерны личностные нарушения.
Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости направлена на активизацию познавательной деятельности.
Первостепенной задачей воспитания умственно отсталых детей является формирование навыков самообслуживания, нормативного поведения.
Одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является формирование процессов познавательной деятельности. Внимание направлено на развитие наглядных форм мышления. У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте без специального обучения наглядные формы мышления развиваются с большим опозданием, что, в свою очередь, задерживает развитие всей познавательной деятельности.
Совершенствование процессов познавательной деятельности проходит в предметной деятельности в процессе эмоционально-положительного общения с педагогом. В связи с этим разработана система формирования у умственно отсталых дошкольников знаний и представлений об окружающем мире в контексте предметной деятельности:
1-й уровень — ребёнка знакомят с предметом, его функциями, способами действий:
– знакомство с предметом;
– действия с предметом;
– действия с группой предметов;
– дифференциация предмета;
2-й уровень — ребенка знакомят с сенсорными эталонами:
– форма;
– цвет;
– величина.
3-й уровень — ребёнка учат перцептивной деятельности, происходит обогащение сенсорного и индивидуального опыта ребенка в процессе предметно-практической деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа по умственному воспитанию детей с умственной отсталостью направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи.
Для детей с умственной отсталостью характерно большое отставание в сроках развития психических процессов. Поэтому первой коррекционной задачей является стимуляция различных познавательных операций.
При работе с умственно отсталыми детьми надо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педаго-гического воздействия.