Экономическое содержание нематериальных активов

С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.

Нематериальные активы – часть внеоборотных активов организации, к которой относят объекты, не имеющие материальной-вещественной структуры, принадлежащие организации на праве собственности, используемые ею в производственных целях в течении длительного периода, приносящие доход и оформленные согласно требованиям законодательства.

В соответствии с Общероссийским классификатором, введенным в действие с 1 января 1996 г.(Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлением Государственно комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. № 359), к нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся:

- компьютерное программное обеспечение;

- базы данных;

- оригинальные произведения развлекательного жанра;

- литературы или искусства;

- наукоемкие промышленные технологии;

- прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения.

Термин нематериальные активы является относительно новым для российских предприятий. Правовая природа нематериальных объектов определена в ряде законов, практика, применения которых в настоящее время только начинает складываться.

Гражданским законодательством (ст. 138 ГК РФ) понятие интеллектуальной собственности трактуется как исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг.

К нематериальным активам, в соответствии с принятым ПБУ 14/2000, могут быть отнесены:

– исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

– исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;

– исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименований места происхождения товаров;

– имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

– деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

При классификации можно выделить следующие виды нематериальных активов:

- объекты интеллектуальной собственности

- отложенные затраты

- деловая репутация организации

Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на два вида: регулируемые патентным правом и регулируемые авторским правом.

Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, определен законом, к ним относятся:

Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи.

Под промышленным образцом понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров – это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.

Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.

По оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы имущество предприятия на 30-60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %.

Регистрация объектов, регулируемых авторским правом, не нужна. Автор обязан выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект. Перечень объектов, регулируемых авторским правом, примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений. К объектам, охраняемым авторским правом, относятся:

Программы для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

Базы данных является объективной формой представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Топология интегральных микросхем представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

К объектам интеллектуальной собственности можно отнести лицензии дающие право заниматься определенным видом деятельности (торговлей, аудитом и др.), если они выдаются на срок более 1 года.

Отложенные затраты - это организационные расходы.

Состоят из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации.

В состав организационных расходов, включаемых в нематериальные активы, входят расходы, связанные с образование юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал.

Деловая репутация. В соответствии с параграфом 8 главы 30 ГК РФ возможна продажа предприятия в целом, как единый имущественный комплекс. Очевидно, что стоимость любого предприятия, взятого в целом как единый имуществено-хозяйственный комплекс, отлична от совокупной стоимости его активов и пассивов.

Разница между покупной ценой организации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств составляет деловую репутацию организации. Деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это — неотчуждаемые преимущества. Ими нельзя распорядиться отдельно от распоряжения предприятием. Эта черта отличает данный вид активов от всех иных объектов бухгалтерского учета, включая другие виды нематериальных активов.

В состав НМА не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку, с одной стороны, могут быть учтены в оплате их труда, а с другой не могут быть отделены от своих носителей и переданы другому пользователю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: