Задание 1. Градуировка монохроматора.
1. Результаты измерений заносите в таблицу.
i | Цвет линии | λ, | Отсчет по барабану монохроматора,m |
2. Подайте напряжение на электроды газоразрядной лампы, наполненной парами ртути.
3. Установите лампу у щели монохроматора так, чтобы в его окуляре были видны линии спектра. Перемещением окуляра добейтесь резкого изображения этих линий.
4. Наведите визирную нить зрительной трубы на линии спектра, длины волн которых приведены на рис. 64, и произведите отсчет m по барабану.
5. По полученным данным постройте градуировочную кривую λ = f (m).
Задание 2. Изучение спектра водорода и определение постоянной Ридберга.
1. Результаты измерений и расчетов, а также единицы измерения величин заносите в таблицу
Цвет линии | Отсчет m по барабану | λ, | n1 | n2 | R, | Rср , | ϕ, |
Красный | |||||||
Зеленый | |||||||
Фиолетовый |
2. Включите газоразрядную лампу, наполненную водородом.
|
|
3. Выполните пп. 2 и 3 задания 1.
4. Пользуясь градуировочным графиком задания 1, определите длины волн λ спектральных линий водорода. По формуле ν = с/λ определите частоты этих спектральных линий (с = 3⋅108 м/с – скорость света).
5. По формуле вычислите постоянную Ридберга R, используя значения ν, а также n1 и n2 для каждой линии. Найдите среднее значение Rср.
6. Вычислите потенциал ионизации ϕ атома водорода по формуле
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляют собой атомные спектры, серия спектральных линий? 2. Какие серии спектральных линий наблюдаются в спектре водорода? 3. Сформулируйте постулаты Бора. 4. На чем основана теория атома водорода по Бору? Ее недостатки. 5. В чем заключается квантовая теория строения атома водорода (по Бору)? 6. Каков физический смысл R и ϕ?