Введение. 1. 1. Философско-психологические и системотехнические основания

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Воронеж – 2014


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ.. 6

1.1. Философско-психологические и системотехнические основания. 6

1.2. Науковедческие основания. 14

1.3. Этические и эстетические основания. 29

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 33

2.1. Особенности научной деятельности. 33

2.2. Принципы научного познания. 35

Глава 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 40

3.1. Средства научного исследования (средства познания) 40

3.2. Методы научного исследования. 41

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 58

4.1. Фаза проектирования научного исследования. 59

4.2. Технологическая фаза научного исследования. 81

4.3. Рефлексивная фаза научного исследования. 92

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 98


ВВЕДЕНИЕ

Методология - это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - организация деятельности.

Не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную (см., например, [24]).

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, однообразная деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

Другое дело - продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового[1] или субъективно нового результата[2]. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.

Если методология рассматривается как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в [91], организация - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (см. рис. 1).

Рис. 1. Определение «организации»

В нашем случае мы используем понятие «организация», в основном, в первом и во втором значении, то есть и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение). Третье значение (организационная система) также используется (но в меньшей степени) - при описании коллективной научной деятельности, управления научными проектами.

Методология рассматривает организацию деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой (исходя из пары категорий диалектики «историческое (временное) и логическое»).

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами [3] .

Процесс осуществления деятельности рассматривается в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

- фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы - научная гипотеза как модель создаваемой системы нового научного знания - и план ее реализации;

- технологическая фаза, результатом которой является реализация системы, то есть, проверка гипотезы;

- рефлексивная фаза, результатом которой является оценка построенной системы нового научного знания и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта, т. е. построения новой гипотезы и ее дальнейшей проверки.

Таким образом, можно предложить следующую «схему методологии научного исследования»:

1. Характеристики научной деятельности:

• особенности,

• принципы,

• условия,

• нормы научной деятельности;

2. Логическая структура научной деятельности:

• субъект,

• объект,

• предмет,

• формы,

• средства,

• методы,

• результат научной деятельности;

3. Временная структура научной деятельности:

• фазы,

• стадии,

• этапы научной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: